Центр Креативных Технологий

ТРИЗ. Законы мышления

Интеллект Клуб

01.03.2002

Законы мышления

В ТРИЗ значительное место отводится изучению законов развития технических систем. Более того, на них построена идеология ТРИЗ. Одновременно критикуется и отвергается, так называемый, метод проб и ошибок, заключающийся в переборе вариантов. Тем не менее, возникает вопрос: почему природа наградила человека столь несовершенным методом мышления? И так уж он несовершенен в действительности?

Но прежде, чем рассуждать на эту тему, сделаю небольшое отступление.

Впервые о ТРИЗ я узнал в 1977 году. В это время в научно-производственном объединении "Геофизика", где я работал, уже действовала школа ТРИЗ. Надо сказать, что это была первая в Москве школа. Организовал ее Шувалов Валентин Николаевич. Создана школа была после того, как им на предприятие был приглашен автор теории решения изобретательских задач Г. С. Альтшуллер, который провел здесь несколько лекций и семинаров. В результате на предприятии появилось несколько последователей этой теории, затем возникла упомянутая школа, и началось обучение. Сначала я оказался учеником этой школы, затем – преподавателем.

НПО "Геофизика" было большим предприятием, и число специалистов ежегодно проходивших обучение в этой школе составляло не менее 30-40 человек. Продолжительность обучения менялась, но постепенно был найден оптимум - 110 часов. К обучению привлекались все поступавшие на предприятие молодые специалисты. Они составляли большую часть слушателей. Кроме того, иногда для решения конкретных задач формировались и обучались небольшие группы из ведущих специалистов предприятия.

Если рассматривать молодых специалистов, обучение которых велось систематически, то результаты их обучения были следующими. Из 30 обучавшихся примерно 5-6 человек оказывались способными полноценно освоить ТРИЗ. Критерий был простой - способность самостоятельно решать изобретательские задачи высших уровней, для которых перебор вариантов неэффективен. В чем же была причина такой результативности обучения?

Основным инструментом ТРИЗ для решения задач высшего уровня сложности является алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ). Именно он был призван заменить метод проб и ошибок – перейти от малоэффективного перебора вариантов к более эффективному целенаправленному поиску решения задачи. Все это так, но существует одно "НО" – это психология человека, его врожденная способность решать творческие задачи перебором вариантов.

Здесь следует во многом разобраться. Во-первых, перебор вариантов, которым пользуется человек при решении творческих задач, не столь туп и формален. В основе этого перебора лежат довольно сложные механизмы мышления, основанные на его знаниях, опыте, интеллекте, интуиции. Здесь действуют законы психологии творческого мышления, значением которых пренебрегать не следует. Во-вторых, попытки убедить человека думать иначе, следуя неким логическим шагам алгоритма, вызывают внутренний, пусть даже подсознательный, но протест, который постоянно переключает ход мыслей на привычный перебор вариантов. В этом смысле логика АРИЗ входит в противоречие с природными способностями человека, с законами психологии творческого мышления. Часто в процессе обучения приходилось наблюдать такую картину, когда решение задачи находилось перебором вариантов, а затем к этому решению пристраивался АРИЗ. Следует также заметить, что другие инструменты ТРИЗ (ИКР, оператор РВС, метод маленьких человечков, вепольный анализ, системное рассмотрение объекта и т. д.), не вызывают таких проблем, поскольку работают на обычную активизацию творческого мышления. Итак, с позиции того же ТРИЗ налицо творческая задача, обусловленная существованием противоречия.

Вспомним детскую игру "холодно-горячо". Ищем спрятанный предмет: сделали неудачную попытку – получили подсказку "холодно", значит здесь искать бесполезно. Сделали попытку в другом месте – "тепло". Область поиска обозначилась. Дальше – "горячо" и вот она цель. Чем этот метод проб и ошибок хуже любого метода направленного поиска? Ничем! Наоборот, это тот же самый метод направленного поиска (подсказки направляют к цели), но в нем отсутствует психологический барьер. Наоборот, все делается в привычном для мышления виде. Остается решить, как реализовать этот метод для решения творческих задач. Пример этот условный, но суть проблемы он показывает достаточно точно.

Изучая эту проблему при обучении специалистов, мы обнаружили, что для ее решения не требуется каких-то радикальных изменений. Необходимо лишь учесть некоторые законы мышления человека и внести небольшие изменения в логику АРИЗ. Сначала обучение велось по обычной схеме, а затем вводились некоторые "настройки" в применение АРИЗ. Результат оказался выше наших ожиданий. Ситуация повернулась с точностью до наоборот. Теперь только 3-5 человек из 30 оказывались неспособными освоить технику решения задач по АРИЗ.

В то время в обучении мы использовали АРИЗ-77. Надо сказать, что следующая, широко применяемая модификация АРИЗ-85-В еще больше усугубила проблему создания психологического барьера в его применении. Практикам и преподавателям ТРИЗ это хорошо известно.

Сейчас большой интерес проявляется к решению творческих бизнес-задач. Известно, что использование АРИЗ для этих целей затруднено (собственно, от АРИЗ этого и не требуется). Трудности эти связаны с тем, что бизнес-задачи изначально имеют большую неопределенность по сравнению с изобретательскими задачами в технике, и это в существенной степени затрудняет выявление противоречия. Для решения бизнес-задач нами был разработан специальный подход, который мы назвали "Технология поиска креативных решений". Здесь практически все шаги сопровождаются проверками, управляющими ходом поиска решения. Сейчас этот метод наиболее эффективен, востребован и выделен в отдельный курс дистанционного обучения.

Решение задачи

В прошлый раз я обещал разобрать решение задачи из 24-го выпуска "Креативные задачи". Все выпуски "Креативные задачи" находятся на нашем сайте.

Задача: Осаждение мути

Для полного осаждения мути на дно пробирки требуется несколько часов. Для ускорения этого процесса используют, например, центрифуги или активаторы с химическим осаждением, но это дорого и сложно. Предложите простое решение. (А.Б. Селюцкий, Как стать еретиком, 1991.)

Приведу отдельные фрагменты решения задачи. Начнем с формулирования двух несовместимых требований.

- Высокая производительность процесса.
- Простота устройства (способа).

Эти требования "лежат на поверхности". Они следуют из условия задачи. Действительно, для быстрого осаждения мути требуются некоторые известные устройства или химические процессы, но их сложность нас не устраивает.

Теперь необходимо разобраться, с каким элементом связано существование этой противоречивой связи. Таким элементом является время осаждения. При большом времени осаждения сложных устройств не требуется, но производительность нас не устраивает. При обеспечении малого времени осаждения производительность высокая, но требуются сложные устройства.

Время осаждения зависит от пути, который проходят частички мути при осаждении, а путь зависит от высоты жидкости в пробирке. Получаем: столб жидкости в пробирке должен быть высоким и одновременно низким.

Решение

Предложено пробирку положить на бок. После осаждения мути медленно повернуть пробирку в вертикальное положение. Осадок соскользнет по стенке пробирки на ее дно. Противоречие разрешено во времени. Сначала столб жидкости низкий, потом – высокий.

Давно не было домашних заданий. Попробуйте решить такую задачу.

Задача

Сборщик собирает изделие. Одна из операций – надевание резиновой трубки на цилиндрический штырь длиной 5 мм. Трубка жесткая (плохо растягивается), фаска на штыре маленькая, поэтому завести трубку на штырь трудно. Что посоветуете? Трубка на штыре должна держаться прочно.

Жду писем с решениями.

До следующей встречи.

Александр Барышников
Обратная связь

Другие публикации