Центр Креативных Технологий

Использование данных национальных счетов для анализа и формирования экономической политики

Основным потребителем данных СНС являются органы государственного управления, на которые возложена функция формирования экономической политики. В России такими органами являются прежде всего Минфин, Минэкономики и Центральный банк. Они определяют основные направления налогово-бюджетной, денежно-кредитной и социальной политики, разрабатывают конкретные мероприятия по их реализации. Принятие решений по этим вопросам требует привлечения и анализа соответствующей информации, разрабатываемой в рамках национальных счетов.

В частности, формирование федерального бюджета опирается на ряд макроэкономических переменных, исчисляемых в национальных счетах: ВВП и темпы его роста; индексы цен и роста денежной массы; валютный курс и др.

Принятие решений по использованию бюджетных ресурсов на различные социальные программы опирается на такие показатели СНС, как реальные доходы населения, потребление домашних хозяйств, социальные трансферты, выплаченные домашним хозяйствам, и др.

Принятие решений по привлечению иностранных инвестиций также опирается на показатели СНС и платежного баланса о размерах, структуре и динамике иностранных инвестиций. Следовательно, анализ показателей, исчисляемых в рамках СНС и смежных разделов экономической статистики, является важным условием обоснованности принимаемых решений по вопросам управления экономикой.

Национальное счетоводство позволяет международным организациям и национальным органам, отвечающим за международное сотрудничество, координировать внешнеполитическую и внешнеэкономическую деятельность.

Данные СНС полезны предпринимателям для оценки конъюнктуры в стране, поскольку от этого зависит принятие ими решений по инвестированию, расширению предпринимательской деятельности и др.

Наиболее важными направлениями анализа данных СНС при принятии экономических решений как органами государственного управления, так и представителями бизнеса являются:

  1. определение темпов экономического роста и колебаний экономической конъюнктуры в течение года, а также выявление роли факторов, определяющих характер этих процессов (занятость, фондовооруженность и энерговооруженность и т.д.);
  2. установление отраслевой структуры экономики и ее изменений во времени, а также факторов этой динамики (различие в темпах роста производительности труда в отраслях, неравномерность динамики цен и т.д.);
  3. выявление соотношений между конечным потреблением и накоплением, а также факторов, влияющих на динамику инвестиций;
  4. определение национального сбережения как основного источника финансирования инвестиций и анализ степени достаточности этого источника для финансирования намечаемых инвестиций;
  5. выявление размеров заимствования (кредитования) как экономики в целом, так и отдельных ее секторов;
  6. изучение уровней и динамики реальных доходов и потребления населения;
  7. установление влияния на экономику страны внешнеэкономических связей;
  8. анализ влияния на экономику инфляционных процессов. Особую значимость приобрел показатель отношения дефицита государственного бюджета к ВВП. Правительство использует данный показатель в качестве отправного ориентира при разработке государственного бюджета, для оценки эффективности фискальной политики. Следует отметить, что в Европейском союзе это соотношение наряду с другими макропоказателями рассматривается при решении вопроса о том, какие страны могут быть допущены в валютный союз.

В этом же контексте большое значение имеют показатели, характеризующие отношение: собранных налогов к ВВП; государственного долга к ВВП; сальдо по текущим операциям платежного баланса к ВВП. Все они связаны с финансовыми аспектами экономических процессов, по которым Правительство должно принимать конкретные решения в налоговой системе, разработкой политики валютного курса и внешних заимствований. Например, отношение внешнего долга России к ВВП, составившее в 1999 г. по некоторым оценкам 111%, рассматривается как сигнал принятия кардинальных мер в области внешнего заимствования и погашения прошлых долгов.

T. Maкeeвa

"Использование данных национальных счетов для анализа и формирования экономической политики" и другие материалы по теме "Макроэкономика"