Центр Креативных Технологий

Реклама. Процесс отбора художника и студии

Чрезвычайно важное значение будет иметь ваша первая встреча с претендентами. Если художники или представитель студии не опаздывают, хорошо и опрятно одеты, представляются уверенно, признавая при этом ваше особое положение как заказчика, это неплохое начало. Если посетитель - сам художник, ему можно простить некоторую эксцентричность, хотя мой многолетний опыт работы говорит о том, что настоящие мастера своего дела редко оказываются неряхами или грязнулями.

В ходе беседы вам покажут образцы работ и с гордостью расскажут о том, какие требования предъявлялись соответствующими заказчиками и как эти требования были выполнены. Обратите внимание на разнохарактерность работ, их разнообразие, солидность клиентов и продаваемых ими товаров, дизайнерский уровень объявлений, качество иллюстраций и воспроизведения. В равной мере показательно и то, сколь легко справился посетитель с задачей представления вам образцов своих работ рациональным, доступным и впечатляющим способом. Совершенно очевидно, что, если художник не в состоянии представить свою собственную работу, не следует рассчитывать, что он сумеет эффективно представить ваш товар или вашу услугу.

Думаю, на этой предварительной встрече не имеет смысла вести разговор о ценах. Ведь ответы на вопросы типа, во что обошлась "эта композиция" или "этот рисунок", не смогут пополнить багажа ваших знаний, зато выявят ваше невежество. Не обладая знаниями ни об исходном задании, ни о первоисточнике иллюстрации, вы не сможете судить, был ли гонорар грабительским или умеренным.

На этом этапе важнее отношения, которые сложатся у вас с художником или представителем студии. Ведь с этим человеком вам, возможно, придется видеться раз в неделю, а то и чаще, на протяжении многих лет. Вероятно, вы поделитесь с ним большим объемом конфиденциальных сведений, будете обсуждать предстоящие акции, спрашивать у него совета по поводу представления новой рекламной кампании, снижения затрат до уровня наличного бюджета и возможности подготовки объявления к полудню следующего дня. Будет ли, на ваш взгляд, его мнение здравым? Является ли он настоящим профессионалом? Предлагает ли он свои услуги с энтузиазмом и уверенностью? Сумеет ли он заслужить ваше уважение? Приятно ли, по вашему мнению, будет общаться с ним или его манеры и позиции вызывают ироническую усмешку? И главное - верите ли вы ему?

Побеседовав со всеми кандидатами, вы наверняка отберете двоих-троих, с которыми стоит поговорить более подробно, а может статься, что среди них окажется один, на ваш взгляд столь выдающийся, что решение будет принято почти автоматически. Но каков бы ни был результат, прежде чем выдавать заказ, настоятельно рекомендую побывать у них на работе и собрать мнения из независимых источников. Договоритесь о посещении и в ходе визита попытайтесь оценить наличный объем работы и качественный уровень обслуживаемых клиентов. Если художников несколько и вас приглашают побеседовать со всеми, расспросите, чем они занимаются и каков вклад каждого в общую работу. Члены по-настоящему работоспособного коллектива с гордостью разъяснят вам, с каким пониманием воспринимают они заказы с "немыслимыми" сроками и как их выдерживают.

Если художники явно опытные и охотно демонстрируют вам образцы своих работ, вы быстро составите представление об их преданности делу. Если телефон постоянно занят и речь идет, как вам кажется, о решении срочных вопросов, это тоже наводит на благоприятные заключения.

По моему опыту, студии редко выглядят опрятными, особенно когда много работы. Нужно быстро нарезать по формату картон, бумагу и прочие материалы; на столах повсюду образцы набора и фотоотпечатки; тут же сбоку лежат текущие работы, которые либо сохнут, либо ждут, когда будут готовы фотографии или какие-то другие элементы их композиции. После суматошного дня в студии всегда полно обрезков, а корзины для бумаг переполнены. Так что не удивляйтесь, попав в этот странный мир видимого хаоса и неразберихи, из полного беспорядка которого рождаются на свет композиции, рисунки и исходные материалы объявлений.

Во время визита поинтересуйтесь, каким оборудованием располагает студия, и попросите показать его вам. С регулярным потоком заказов на художественное оформление практически невозможно справиться без хорошей фотолаборатории с современным фотопечатным оборудованием, хорошей копировальной машиной и прочей необходимой аппаратурой. Если вы выбрали частнопрактикующего художника, личное ознакомление с местом и условиями его работы приобретает, вероятно, еще большее значение. Настоящий профессионал, имеющий солидных клиентов, зарабатывает достаточно хорошо и поэтому может позволить себе снять в аренду или купить подходящее помещение. Не рассчитывайте, что в студии будет идеальный порядок или дорогая обстановка. Однако удостоверьтесь в ее функциональной приспособленности и, если у ее владельца нет фотопечатного или копировального оборудования, поинтересуйтесь исполнителями этих работ, которые могут располагаться неподалеку. Если помещение имеет убогий, запущенный вид, если нет почти никаких доказательств работы хозяина с более или менее солидными фирмами или ваш визит под разными предлогами откладывают, займитесь серьезной проверкой всего, что говорит о себе художник.

И наконец, до выдачи заказа рекомендуется навести справки у солидных местных печатников о том, известны ли им конкретная изостудия или конкретный художник. Если кто-то знает о них, поинтересуйтесь его оценкой качества представляемой работы, его мнением об уровне профессиональных технических знаний и надежности кандидата. Получив критический ответ, наведите дополнительные справки.

Опытным людям столь тщательное изучение может показаться ненужным или как минимум чрезмерным. Поверьте мне, что это не так. На периферии рекламного дела подвизается немало халтурщиков, перебивающихся тем, что выдают себя за профессионалов ничего не подозревающим владельцам мелких фирм. Некоторые из них, к примеру, в свое время немного поработали на выклейке оригиналов в студиях или у печатников и на этом основании предлагают свои услуги как "консультанты".

Избежав злоключений в самом начале пути и отыскав лучшего в округе создателя композиций и художественного оформления, вы сможете теперь заняться разработкой макета своего самого первого объявления для прессы. Однако, пожалуйста, учтите, что с этого момента для краткости словом "художник" мы будем обозначать как отдельного выбранного вами специалиста, так и группу.

Г. Kapтep

Эффективная реклама...