Центр Креативных Технологий

Создание конкурентного преимущества

Методология стоимости

В условиях интеграции в мировую рыночную систему успешная деятельность практически любого предприятия определяется его способностью разрабатывать новые конкурентоспособные продукты, обеспечивать конкурентное преимущество своей продукции. Все, что функционирует - уже устарело! Нужно создавать новые идеи и технические направления, новые рынки, новые продукты, а не копировать уже существующие, пробуждать доверие к себе, ставя во главу угла интересы человека.

Многочисленные опросы показывают, что преимущества над конкурентами, как правило, добиваются те предприятия, которые при разработке новых продуктов эффективно используют концепцию маркетинга и ориентируются, прежде всего, на интересы потребителей.

Согласно принципам маркетинга, новый продукт должен отвечать тем потребностям, которые к моменту его выхода на рынок формируются у потенциальных покупателей. При этом считается, что приоритет следует отдавать таким продуктам, которые позволяют потребителю удовлетворить либо совершенно новую потребность, либо ту или иную традиционную потребность на более качественном уровне. Для обеспечения конкурентоспособности производитель должен предложить потребителю такую продукцию, которая выгодно отличалась бы от продукции конкурентов, как по качеству, так и цене. А это заставляет предприятие постоянно решать задачи минимизации затрат, необходимых для достижения требуемого уровня качества, причем на всех этапах жизненного цикла продукции.

Одним из наиболее эффективных и широко применяемых в развитых странах методов решения таких задач, является функционально-стоимостный анализ (ФСА).

В зарубежной проектной и организационно-управленческой практике решения задач этот метод известен как методология стоимости и его использование является неотъемлемой частью деятельности большинства компаний. Как подробно разработанный процесс с более чем 50-летним успешным применением, ФСА используется почти в любой области. Применение метода гарантирует, в частности, то, что заказчики или потребители получат именно тот тип продукта, в котором они нуждаются и который они хотели бы иметь. В нашей стране о ФСА также знают не понаслышке. Принципы организации, методы и средства поддержки принятия решений, обеспечивающие проведение ФСА, адаптированные к нашим условиям, были в деталях разработаны российскими специалистами. В свое время в ряде ведущих отраслей страны - Минэлектротехпроме, Минэлектронпроме и других была разработана нормативно-техническая и методическая документация, предназначенная для создания высококачественных и экономичных изделий. К ее созданию были привлечены лучшие специалисты этих отраслей. Однако сейчас значительная часть этих специалистов работает над этими задачами уже в других странах.

ФСА в процессе развития выстроил в единую систему ряд интеллектуальных технологий, ранее, да и в настоящее время, использующиеся в качестве самостоятельных методов для решения частных задач. На различных этапах и в зависимости от целей исследований может применяться метод структурирования функции качества, метод Парето, АВС-анализ, метод Тагути, метод анализа характера и последствий отказов, параллельное проектирование, теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) и другие методы. Основные этапы рабочего плана ФСА идентичны общепринятым стадиям решения научных, проектных или производственных проблем. Отличие - в наполнении этих этапов интеллектуальными методами и в организационных принципах их исполнения. Главная особенность, отличающая метод ФСА от традиционных подходов состоит в том, какое значение придается здесь анализу стоимости и качеству функций, а также организации творческого процесса.

Функциональный подход, на котором основан ФСА, предполагает полное абстрагирование от реальной конструкции объекта и сосредоточение внимания на ориентированных на потребителя функциях этого объекта. Ставятся и решаются одновременно две задачи - получить максимальное качество выполнения функций объекта и обеспечить минимальные затраты на выполнение и обслуживание этих функций. Важность и целесообразность такого подхода обусловливается простым обстоятельством. Потребителя в конечном итоге интересуют не предметы и вещи, а действия, которые он может производить с их помощью, т.е. их функции и во сколько ему обойдется приобретение и использование этих функций.

Лежащее в основе ФСА положение о приоритете функций полностью согласуется с концепцией маркетинга, утверждающей, что потребитель стремится приобрести не столько конкретный продукт (как это кажется на первый взгляд), сколько ту или иную выгоду. Этот основополагающий принцип лежит в основе успешного маркетинга. При этом разница между понятиями "выгода" и "продукт" далеко не только семантическая. Компания, желающая прибыльно вести дело, должна создавать новые продукты, которые могут обеспечить потребителю такие выгоды, которые он ждет от них.

В то же время, благодаря своим потенциальным возможностям получения большой экономии вложенных средств, методология ФСА получила широкое распространение и на всех уровнях государственного управления. Особенно значимые результаты от использования ФСА в сферах государственного управления были достигнуты в США.

Так департаменты скоростных автострад и транспорта США за счет использования методологии стоимости сэкономили налогоплательщикам из средств федерального бюджета, выделенных на строительство дорог, только в 1998 году 750 миллионов долларов, что на 47 процентов больше, чем в 1997 году. А в 1999 году экономия составила уже 845 миллионов долларов.

Более 20 лет методология ФСА применяется в США в индустрии скоростных автострад. В 1995 году конгресс США потребовал включать проведение ФСА во все проекты, доля финансирования которых из федерального бюджета превышает 25 миллионов долларов.

В США приняты законы, обязывающие использовать ФСА при выполнении государственных заказов:

  • закон 104-106 от 1996 года, утверждающий ассигнования на национальную безопасность и адресованный исполнительным агентствам;
  • закон 99-662 от 1986 года по разведке водных ресурсов и очистке сточных вод, если финансирование работ осуществляется из федерального бюджета и превышает 10 миллионов долларов.

Большое внимание уделяется использованию методологии ФСА в решении вопросов, связанных с разработкой проектов по защите окружающей среды. В связи с чрезвычайно жесткими законами по охране окружающей среды промышленные и правительственные организации сталкиваются с большими трудностями. Они должны представлять безопасные, эффективные решения, которые одновременно должны быть и экономически выгодными.

Циркуляр А-131 Административно-бюджетного управления (при президенте США) (Office of Management and Budget) требует от федеральных агентств использования ФСА как инструмента для снижения затраты на закупки и на программы, в том числе на проекты по обработке сточных вод, если затраты превышают 10 миллионов долларов.

ФСА должен также применяться в соответствии с Федеральными наставлениями по закупкам (Federal Acquisition Regulations). Это только часть законодательных актов, обязывающих использовать ФСА в системе государственных заказов.

В соответствии с Ведомственным руководством Министерства внутренних дел США по функционально-стоимостному анализу (369 DM 1) все проекты стоимостью более 1,000,000 долл. должны быть подвергнуты исследованию ФСА. Кроме того, задачей каждого бюро или отдела этого ведомства должно являться умелое стимулирование подрядчиков, участвующих в программе ФСА. Для подрядчиков создаются такие условия, которые стимулируют их к разработке программ экономии ресурсов на основе ФСА для каждого действующего контракта, стоимость которого выше одного миллиона долларов (1,000,000 долл.).

Как уже отмечалось, большую роль в развитии ФСА имели разработки российских специалистов. Неоценимый вклад в развитие инженерных методов и в частности в развитие методологии стоимости, внес автор и разработчик отечественной теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г.С. Альтшуллер. Сегодня созданная им теория является одной из самых известных и широко применяемых во всем мире. Большая часть отечественных теоретических разработок в области ФСА, получивших самые высокие оценки на западе, была создана под общим руководством М.Г. Карпунина.

Новые инструменты ФСА

Решающее значение при проведении ФСА имеют три обстоятельства - это правильное выявление и постановка задач по созданию конкурентных преимуществ, возможность решения этих задач и достоверная оценка перспективности этих решений.

Первая цель достигается за счет методики количественной оценки потребительной стоимости анализируемого объекта (изделия, процесса или услуги). Эта методика позволяет смоделировать условия рынка, на котором существует этот объект, определить уровень его конкурентоспособности на этом рынке, выявить его наиболее слабые стороны, сформулировать конкретные задачи по улучшению качества и снижению цены.

Вторая цель - решение поставленных задач наиболее эффективно достигается за счет применением арсенала средств, предоставляемых ТРИЗ. Особое место среди этих средств занимает новая разработка - компьютерная система поиска нестандартных решений IdeaFinder.

Система IdeaFinder - это новый инструмент для создания конкурентоспособной продукции, технологий, материалов. Важной отличительной особенностью системы является то, что она позволяет создавать непрерывный поток сильных идей и решений. Именно этого требуют условия жесткой конкуренции на рынке для создания стабильного конкурентного превосходства.

Технология, которую использует система IdeaFinder для решения задач, основана на психологии мышления человека, общих закономерностях развития систем и особой информационной технологии, создающей базу знаний, которая позволяет использовать для решения задач накопленный человечеством опыт в создании изобретений в самых различных областях техники и бизнеса. Эффективность работы системы проверялась на протяжении нескольких лет при создании, производстве и совершенствовании высокотехнологичных изделий в оборонной промышленности, а также при решении сложных бизнес-задач.

Система является универсальным инструментом решения творческих задач в любых сферах человеческой деятельности.

Вот лишь некоторые направления, где эффективная работа система IdeaFinder получила свое подтверждение:

  • Повышение эффективности продаж продукции или услуг.
  • Повышение эффективности рекламы.
  • Совершенствование продукции или услуг, доведение их качества и потребительских свойств до конкурентоспособного уровня.
  • Повышение качества и производительности технологических процессов или бизнес процессов.
  • Снижение стоимости продукции, услуг, устранение непроизводительных затрат, снижение материалоемкости и энергоемкости продукции, снижение эксплуатационных затрат.
  • Устранение брака и снижение отходов производства.
  • Ликвидация аварийных ситуаций и их последствий.

IdeaFinder имеет тренинг-систему, которая позволяет в короткие сроки самостоятельно освоить программу и эффективно использовать ее для поиска и принятия сильных нестандартных решений.

Тренинг-система программы содержит описания и графические иллюстрации более 250 учебных задач изобретательского класса, основанных на реальных ситуациях. Решение этих задач является увлекательной деловой игрой, позволяющий воспроизводить реальный процесс поиска новых идей и создания изобретений, как в технике, так и в бизнесе, формировать особый вид неординарного творческого мышления и, вместе с тем, отрабатывать технику применения системы IdeaFinder.

Использование IdeaFinder многократно увеличивает творческие возможности разработчика. Практика показала, что по числу используемых приемов эти возможности возрастают в 10 раз, по числу выдвигаемых концепций - в 20 раз, по использованию изобретательского опыта - более, чем в 1000 раз.

IdeaFinder - самообучающаяся система управления творческим мышлением. Ее работа основана на использовании специальной базы знаний и новом методе извлечения из нее нужной для решения задачи информации. Эта особенность программы позволила постоянно наращивать интеллектуальную мощность системы за счет расширения ее базы знаний. В результате была создана система, позволяющая изобретателю быстро и целенаправленно осуществлять доступ к мировому изобретательскому опыту, многократно увеличивая тем самым его творческие возможности.

И, наконец, третья цель - достоверная оценка перспективности новых идей, продуктов, проектов сегодня подкреплена новой экспертной системой QuaD.

Дело в том, что процедура создания нового продукта состоит из ряда последовательных этапов (от выдвижения новой идеи продукта до выхода с этим продуктом на рынок). Каждый из этих этапов должен сопровождаться оценкой перспективности нового продукта. Такая оценка необходима поскольку, по мере продвижения продукта, постоянно уточняется и конкретизируется информация, как о самом продукте и его потребителях, так и о конкурирующих продуктах.

Методика оценки перспективности идеи нового продукта, реализованная в экспертной система QuaD, основывается на ряде оценочных показателей. Эти показатели объединены в следующие группы:

  • Влияние нового продукта на результаты деятельности компании.
  • Потенциальный рынок.
  • Пригодность для продажи.
  • Конструирование и производство.
  • Финансы.
  • Правовые аспекты.

Система QuaD позволяет осуществлять быстрый ввод информации посредством выбора необходимых значений по оцениваемым критериям и получать результат в виде оценочных показателей и диаграммы.

Понятно, что каждое предприятие имеет свою специфику деятельности, поэтому система предварительно должна настраиваться в соответствии с этой спецификой.

Очень часто точная оценка альтернативных проектов и их сопоставление затруднена из-за отсутствия достаточной информации для прогнозирования деятельности компании и величины предстоящих затрат. Тем не менее, необходимо тщательно учесть все факторы для принятия объективного решения о продолжении или прекращении работ по реализации данного проекта. Главное - не допустить продвижения того или иного "слабого" проекта до такой точки, когда для его дальнейшей разработки потребуются значительные ресурсы.

Поэтому получаемые в результате оценки системой QuaD количественные результаты является предметом для дополнительного осмысления и анализа аспектов, определяющих перспективность данного проекта. Появляется дополнительная, объективная информация о направлениях совершенствования продукта, доведения его до уровня максимальной коммерческой эффективности, снижается риск принятия ошибочных решений.

Таким образом, функционально - стоимостный анализ, его методы и уникальные инструменты прекрасно вписываются и расширяют тот набор средств создания конкурентных преимуществ, которыми должно обладать каждое предприятие.

К.т.н. А.М. Кузьмин

Другие публикации