Центр Креативных Технологий

Л.И. Королева-Мунц. Сократ

Люди покупают себе удовольствия на рынке,
а я бесплатно добываю себе удовольствия из своей души.
Я знаю, что я ничего не знаю.
Я ем, чтобы жить, а некоторые живут, чтобы есть.
Как же много на свете вещей, без которых можно обойтись.

Сократ

Греческий философ. Ок. 470-399 гг. до н.э.

В истории философии, пожалуй, нет фигуры более известной, чем Сократ. Еще в древности он стал в сознании людей воплощением мудрости, поставившем истину выше жизни. Тем не менее, в истории философии, возможно, нет фигуры более загадочной, чем Сократ.

Он не оставил письменного наследства. О его жизни и учении мы знаем главным образом из сочинений его учеников, друзей или идейных противников: Платона - ученика и философа, Ксенофонта - историка, Аристофана - его противника и комедиографа, Аристотеля. Каждый из них по своему понимал Сократа.

Что есть добро, зло, полезное, прекрасное? Сократ повернул натурофилософию (от объяснения природы, звезд и солнца) к объяснению человека. Его девизом было: "Познай самого себя".

Сократ провозгласил: добродетель есть знание. Но не всякое вообще знание, а лишь знание добра и зла, знание, которое ведет к правильным, добродетельным поступкам. На этом основании он пришел к выводу о том, что никто не зол по своей воле, а лишь по неведению.

Этические парадоксы Сократа положили начало не прекращающейся и по сей день полемике об отношениях знания к добродетели, науки к нравственности. С этическим интеллектуализмом Сократа связано индивидуалистическое решение им вопроса о нравственном совершенствовании. По Сократу, добродетель приобретается в результате самопознания, заботы о душе, самосовершенствования. Сократ был первым из мыслителей, кто сделал самопознание основной частью своего учения и руководящим принципом своей деятельности. Идея Сократа о самопознании, популярная в период античности, нередко становилась ведущей идеей на поворотных пунктах истории и существенно изменяла весь образ человеческой мысли.

Сократ признавал, что свобода и счастье заключаются в деятельной жизни, а не только в том, чтобы есть и спать.

Политико-правовые взгляды Сократа представляют собой составную часть всей его моральной философии. Высшей и наиболее важной добродетелью по мнению Сократа является добродетель политическая, к которой Сократ относил искусство управления полисными делами. Причем, речь идет об управлении на основе знания. "Он утверждал, - пишет Ксенофонт, - что справедливость и всякая другая добродетель состоит в знании, и что справедливое и все то, что совершается посредством добродетели, есть нравственно-прекрасное; что, таким образом, знающие нравственно-прекрасное не предпочтут ему ничего иного, а незнающие не произведут его; если же захотят произвести, то впадут в ошибки".

Основу благополучия государства Сократ видел в нерушимости законов, в повиновении граждан законам. Он отождествлял понятия "законное" и "справедливое", понимал под законами то, что "граждане по общему согласию написали, установив, что должно делать и от чего нужно воздерживаться". Однако, необходимо отметить, что эти положения имели в виду, скорее, желательное, идеальное состояние дел, нежели наличное, реально существовавшее.

Он пытался сформулировать идеально разумную сущность государства. В своих характеристиках различных форм государственного устройства и правления Сократ стремился выделить присущие им черты своеобразия, формообразующие принципы. Власть, основывающуюся на воле народа и на государственных законах, он называл царством, а власть против воли народа, основывающуюся не на законах, а на произволе правителя, называл тиранией. Если правление исходит от таких лиц, которые исполняют законы, то такое устройство о называл аристократией, если оно исходит от богатства - плутократией, а если от воли вех - демократией. Классификация различных форм правления, учет роли закона при характеристике форм правления и т.д. оказали заметное влияние на последующие учения о формах государства.

Безусловная преданность гражданина своему полису и его законам является отправным моментом для всей политико-правовой позиции и ориентации Сократа. Соглашаясь стать членом данного государства, гражданин тем самым вступает, по мысли Сократа, в договор с полисом и обязуется свято чтить его порядки и установления. Сократ, таким образом, первый в истории европейской политической мысли сформулировал концепцию договорных отношений между государством и его членами, его гражданами.

Властвование, по Сократу, является не удовольствием, но добродетелью; его цель не в удовлетворении личных прихотей и капризов властителя, но в достижении блага для всего полиса. И лишь в меру своих услуг полису тот или иной политик вправе рассчитывать на почести от государства. Сократ замечает, что правитель или военачальник должен заботиться не о себе, но прежде всего о благополучии своих подданных и солдат. Те же, что используют власть в своих корыстных целях, заслуживают сурового наказания. Наказывать следует и тех, говорил Сократ, кто не изучив предварительно соответствующего предмета, хлопочет об избрании его на государственную должность. Странным считал Сократ то распространенное мнение, будто искусство государственного управления, величайшее из занятий, дается человеку само собою, тогда как в прочих маловажных занятиях люди достигают успеха лишь после соответствующей учебы и подготовки.

Всякий человек, даровитый или бездарный, должен, по Сократу, учиться упражняться в том, в чем он хочет достигнуть успехов. Особенно значимо воспитание и обучение политическому искусству для людей даровитых. Эти люди, будучи по природе своей нередко неукротимыми и необузданными, без надлежащих знаний способны причинить государству и согражданам огромный вред.. И наоборот, они приносят большую пользу отечеству, если предварительно изучили предмет будущей деятельности, научились искусству управления, приобщились к политической добродетели.

Сократ решающую роль отводил не столько форме правления (за исключением тирании, которую он осуждал), сколько строгому соблюдению законов и умелому руководству государством. Сократ подвергал практику выбора должностных лиц по жребию. Существовавшую практику замещения многих ответственных должностей жребием он находил нелепой. Тем не менее, Сократ требовал ясного определения демократии и её задач. Эта критика выдвигается в качестве главного довода в пользу тезиса об "антидемократизме" Сократа.

Рассмотрим систему выбора должностных лиц в Афинах V веке до н.э. По этой системе одни должностные лица назначались голосованием в народном собрании, другие - жребием. Так, стратеги в количестве 10 человек всегда выбирались голосованием. По большей части таким же способом назначались финансовые чиновники. Остальные же многочисленные должности - 9 архонтов, 500 членов Совета, 6 тыс. судей, 10 городских надзирателей (комиссаров полиции), 20 хлебных надзирателей 2, 10 портовых попечителей и т.д. - замещались по жребию. Должности были годовые. По окончании срока полномочий все должностные лица должны были давать отчеты о своей деятельности. Дважды замещать оду и ту же должность не разрешалось, за исключением военной. Можно было состоять членом Совета 500 дважды в жизни. Годичный срок полномочий позволял привлекать к государственной деятельности почти всех взрослых афинских граждан мужского пола. Эта система замещения должности по жребию рассматривалась как волеизъявление богов.

Сократ, сам непосредственно не занимавшийся политической деятельностью, вместе с тем живо интересовался всеми политическими делами и стремился к их совершенствованию. Воспитание своих слушателей, особенно молодых, в духе политической добродетели было главной целью сократовских бесед, всех его философско-просветительских усилий.

Диалог Платона "Государство" состоит из 10 глав. Содержит вопросы:

  1. Постановка вопроса о справедливости (Справедливо отдавать каждому должное).
  2. Справедливость - то, что пригодно (выгодно) сильнейшему - в каждом государстве силу имеет тот, кто у власти, власть устанавливает законы в свою пользу, во всех государствах справедливым считается то, что пригодно существующей власти, а ведь она - сила, справедливость то, что угодно сильнейшему (Фрасимах). Управитель н имеет в виду то, что пригодно ему самому, а только то, что пригодно его подчиненному (Сократ).
  3. Справедливость и несправедливость.
  4. Разделение труда в идеальном государстве соответственно потребностям и природным задаткам. Государство возникает, когда каждый не может удовлетворить себя сам, но во многом еще нуждается. Каждый человек привлекает того или иного для удовлетворения то одной, то другой потребности. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства. Т.есть, государство создают наши потребности (добыча пищи, жилье, одежда и т. д.). Необходимы рынок, деньги, наемники для тяжелых работ. Богатое государство - войны.
  5. Роль стражи в государстве (какими качествами должен обладать страж (яростный, мудрый). Двоякое воспитание стражей: мусическое и гимнастическое.
  6. Роль поэзии в воспитании стражей.
  7. Отбор правителей и стражей. Из стражей надо выбирать таких людей, которые целью всей своей жизни поставили самое ревностное служение государственной пользе и ни в коем случае не согласились бы действовать вопреки ей. Правителей - воспитывать с детства (тот кто не забывчив и не поддается обману).
  8. Быт стражей: отсутствие частной собственности, жилье доступно для других, имеют содержание от других граждан на год, имеют общий стол и жилье.
  9. Модель идеального государства. Богатство и бедность, их устранение в идеальном государстве. Одно ведет к роскоши, лени, новшествам, другая - к низостям и злодеяниям. Дипломатия.
  10. Размер идеального государства - увеличиваться до тех пор, пока не перестанет быть единым.
  11. Роль правильного воспитания, обучения, и законов в идеальном государстве.
  12. Четыре добродетели идеального государства: мудро, мужественно, рассудительно, справедливо.
    • Мудро - благодаря небольшой части населения, которая стоит во главе и управляет, ее знанию.
    • Мужество - гражданское свойство (мнение о том, что опасно или нет).
    • Рассудительность - власть над удовольствиями вожделениям, когда лучшее обуздывает худшее.
    • Справедливость - государство основано ради целого, это целое и есть справедливость. Заниматься каждому своим делом.

Вопросы, над которыми бился древний философ, не утратили актуальности. Вот почему Сократ был и остается одним из вечных спутников человечества.

Л.И. Королева-Мунц

Другие публикации