Центр Креативных Технологий

Приемы аналогий

Интеллект Клуб

25.11.2004

Методы поиска новых идей и решений. Приемы аналогий

Канд. техн. наук А.М. Кузьмин
Опубликовано: "Методы менеджмента качества", №4, 2003.

Аналогии - наиболее универсальные эврестические приемы, мобилизующие интеллектуальные ресурсы человека на поиск новых идей и решений. Аналогии могут применяться для поиска изобретательских решений в различных областях человеческой деятельности. Областью систематического применения аналогий является теория подобия, широко используемая в моделировании.

Цель

Максимально растормозить мышление, уменьшить влияние психологической инерции, найти оригинальную идею решения творческой задачи.

Суть

Аналогии не дают ответа на вопрос о правильности предположения, но наводят на мысль о том или ином положении. Аналогии в определенной мере делают незнакомое знакомым, позволяя благодаря увиденному сходству решить проблему известным способом, и знакомое незнакомым, давая возможность взглянуть на проблему с неожиданной стороны, что также может натолкнуть на новое оригинальное решение.

Поиск новых идей может осуществляться на основе выявления аналогий с техническими объектами из других областей, нахождения аналогий с биологическими объектами, а также объектами и явлениями неживой природы. Использование аналогий приводит к тому, что отдельные понятия или слова могут вызвать в сознании новые мысли, и "включить" богатую информацию накопленного опыта, которая самым неожиданным образом может оказаться полезной для решения поставленной задачи.

Виды аналогий

Среди различных приемов аналогий выделяют четыре фундаментальных типа: прямую, субъективную, символическую и фантастическую аналогии. Каждому типу присущи свои правила их применения. Иногда, для лучшего понимания сути аналогий используют другие их названия: прямые - реальные, фантастические - нереальные, субъективные - телесные, символические - абстрактные.

Прямая аналогия - прием, направленный на рассмотрение решений сходных проблем в самых разных областях знаний. Особое внимание при использовании прямых аналогий уделяется биологической сфере знаний. У природы запас идей практически неисчерпаем. Многие идеи были перенесены из природных объектов на технические: мост и паутина, сердце и насос, строение кожи дельфина - мягкая обшивка для подводных лодок...

Субъективная аналогия, эмпатия - прием вхождения в чужую "шкуру", вживания в образ совершенствуемого объекта, пытаясь слиться с ним воедино, чтобы представить его состояния и "ощущения". Например, что почувствует разумный организм, если он будет являться лопастью винта вертолета, какие силы на него будут воздействовать, или, например, что он будет испытывать в роли футбольного мяча? Вхождение в такую роль достигается тренировками. Нужны навыки, как у актера, и развитое творческое воображение.

Символическая аналогия - характеризуется тем, что при формулировании задачи пользуются поэтическими сравнениями, образами и метафорами, которые наилучшим и одновременно лаконичным образом отражают сущность совершенствуемого объекта. С помощью символической аналогии можно наглядно показать суть конфликта, лежащего в основе проблемы.

Нахождение символической аналогии может облегчить прием, который называется "название книги". Для его использования необходимо:

  1. Из формулировки проблемы выделить ключевое слово.
  2. Затем - в двух словах дать образное определение сути ключевого слова, содержащее парадокс.
Примеры: "Каменный цветок", "Живой труп", "Оптимистическая трагедия", "Горе от ума" и т.п.

Фантастическая аналогия - прием, в котором для решения задачи предлагается ввести какие-либо нереальные, фантастические средства (например, волшебную палочку) или персонажи, выполняющие то, что требуется по условию задачи. При этом задаются вопросы: а) Как данную задачу решили бы те или иные сказочные персонажи? б) Нельзя ли возможности этих персонажей реализовать известными техническими средствами?

Достоинства и недостатки

Аналогии являются эффективным средством борьбы с психологической инерцией мышления, однако их применение требует специальной подгоовки и развитого воображения.

Источники информации

  1. Буш Г.Я. Аналогия и техническое творчество. Рига: Авотс, 1981
  2. Технисекое творчество: теория, методология, практика. Энциклопедический словарь-справочник. /Под ред. А.И. Половинкина, В.В. Попова. М.: НПО "Информ-система", 1995.

* * *

До встречи.

Александр Барышников
Обратная связь

Другие публикации