Центр Креативных Технологий

Карьера менеджера

Интеллект Клуб

26.03.2003

Карьера менеджера

Ли ЯКОККА

В 1986 г. Ли Якокка – один из наиболее ярких представителей делового мира США – занимал по популярности в своей стране второе место после президента Рональда Рейгана. В автобиографической книге "Карьера менеджера", которая стала бестселлером, Якокка описывает свое восхождение от студента стажера до руководителя крупнейшего в мире автогиганта.
По ходу повествования знаменитый менеджер высказывает неординарные мысли о принципах подготовки и деятельности бизнесмена.

...Чтобы целесообразно использовать свое время, необходимо твердо осознать, что именно главное в твоей работе, а затем отдать себя целиком осуществлению этого главного. Тому, кто хочет стать специалистом в области решения любых задач в бизнесе, следует прежде всего определять приоритеты.

Мой опыт свидетельствует, что если довольно рано не овладеть таким рациональным мышлением, то впоследствии это уже практически неосуществимо. Умение определить приоритетные дела и способность правильно распределять свое время – это не такие качества, которые можно мимоходом приобрести в Гарвардской школе бизнеса. Официальный учебный курс может дать много знаний, но ряд жизненно важных навыков человек обязан выработать у себя сам.

Помимо инженерных и экономических дисциплин, я в течение четырех лет изучал в университете также психологию и психопатологию. Я вовсе не иронизирую, когда утверждаю, что эти предметы были, вероятно, самыми ценными из всех университетских дисциплин. То, что я скажу, может показаться каламбуром, но это истинная правда: мне приходилось гораздо больше пользоваться уроками этих дисциплин в обращении с ловкачами, чем уроками инженерных дисциплин.

В результате я научился довольно быстро распознавать характер людей. До сего дня я могу, как правило, сказать довольно много о человеке после первой же беседы с ним. Обладать таким навыком очень важно, так как самое значительное, что может сделать менеджер, – это нанимать пригодных для дела новых работников.

... Одна из маленьких хитростей заключалась в том, чтобы звонить каждому клиенту после приобретения им новой машины и задавать неизменный вопрос: "Как понравился автомобиль вашим друзьям?" Если хитрость действительно сработала, нужно спросить у клиента фамилии и номера телефонов его друзей. Быть может, они в самом деле заинтересуются и склонятся к покупке такого же автомобиля.

Надо помнить: всякий, кто покупает что-либо – дом, автомобиль или акции и облигации, – станет в течение первых недель оправдывать свою покупку, даже если он совершил ошибку,

В фирме "форд", а затем в корпорации "Крайслер" я всегда добивался того, чтобы подчиненные мне менеджеры применяли мою систему квартальных докладов. "Это тот способ, каким я контролирую ход дела, – объяснял я им. – И я продемонстрирую вам, как он действует. Я не настаиваю на том, чтобы вы следовали моему примеру. Но если вы ему не последуете, вам придется изобрести какую-либо другую систему, которая была бы столь же эффективной".

...Если бы мне пришлось одним словом охарактеризовать качества, необходимые хорошему менеджеру, я бы сказал, что все они сводятся к понятию "решительность". Вы можете использовать самые совершенные в мире компьютеры, можете собрать все возможные схемы и цифровые данные, но в конечном счете вам придется свести всю информацию воедино, составить себе расписание работ и действовать.

Менеджеры должны не только обладать умением принимать своевременные решения, им принадлежит также роль мотивировать людей на энергичную деятельность – это общение с ними. Хотя в средней школе я и участвовал в дискуссионном кружке, выступать перед публикой я побаивался. В первые несколько лет моей трудовой деятельности я был застенчив и замыкался в себе. Но все это было до того, как я прошел курс ораторского искусства в Институте Карнеги.

Я знавал немало инженеров, обладающих глубокими идеями, но затруднявшихся ясно изложить их другим людям. Это же стыдно, когда человек больших способностей не в состоянии понятно рассказать о своих замыслах.

Еще мне бы хотелось найти такой институт, который научил бы меня слушать. В конце концов хорошему менеджеру нужно уметь слушать по крайней мере так же, как уметь говорить. Слишком много людей не могут уразуметь, что подлинное общение – процесс двусторонний.

Есть одна фраза в характеристике любого менеджера, которую я не терплю: вот она: "У него не ладятся отношения с людьми".

...Все хозяйственные операции можно в конечном счете свести к обозначению словами: люди, продукт, прибыль. На первом месте стоят люди. Если у вас нет надежной команды, то из остальных факторов мало что удастся сделать.

Когда человек чувствует себя не очень уверенно на своем месте, единственное, чего он хочет, – это чтобы следующим по иерархии администратором был неуверенный в себе человек. Он про себя думает: "Если следующий за мной окажется очень способным, он меня изобличит и в конце концов сменит". В результате один некомпетентный менеджер тянет за собой другого некомпетентного. И все они прячутся за всеобщей слабостью системы...

Пока я работал над книгой и как бы заново переписывал свою жизнь, моя мысль постоянно обращалась к тем молодым людям, каких я встречал во время своих выступлений в университетах и школах бизнеса. Если эта книга способна дать им реалистическое представление о творческих стимулах, выдвигаемых большим бизнесом сегодняшней Америки, внушить им некоторые идеи о том, во имя чего стоит бороться, тогда весь этот изнурительный труд не пропал даром.

О решении задач

В прошлый раз в этой рассылке и одновременно на форуме нашего сайта была опубликована задача о посадке ткани. Там же на форуме размещена задача об измерении горизонтальности плиты из другой нашей рассылки "Креативные задачи". Пока результаты их решения на форуме более чем скромные. Желающих высказать свои идеи мало. Большинство предпочитает молчаливое созерцание. А ведь эти задачи по критериям ТРИЗ начального уровня сложности. Что уж тут говорить о решении задач на заказ. Придется с ответами на эти задачи пока повременить.

До встречи.

Александр Барышников
Обратная связь

Другие публикации