Центр Креативных Технологий

ТРИЗ. Ситуация, задача, решение

Интеллект Клуб

08.07.2002

Ситуация, задача, решение

О проблеме перехода от ситуации к задаче написано много. Привожу здесь интересный, на мой взгляд, пример, посвященный этому вопросы, взятый из методического пособия "Выбор цели в поисковой деятельности", автор В. В. Титов, Москва, 1991 г.

* * *

Сбор нефти с поверхности моря является очень важной технической, экономической и экологической задачей, поэтому всякое удачное решение ее получает глобальный резонанс.

В СССР был изобретен простой и красивый способ: перевернутый круговой конус опускают вертикально вершиной в море и начинают вращать вокруг собственной оси. Нефть смачивает внешнюю поверхность конуса, под действием центробежных сил ползет по наклонной поверхности, поднимаясь к основанию перевернутого конуса, и срывается с края этой поверхности в лоток. Вода не смачивает измазанный нефтью конус, так что сепарация нефти от воды 100%-ная независимо от толщины нефтяной пленки. Способ был защищен авторским свидетельством и запатентован во всех заинтересованных странах. Несколько стран купили лицензии и начали применять способ. Довольный авторский коллектив получил вознаграждение и удовлетворенно потирал руки. И вдруг...

Исходная ситуация, ...через международный арбитраж советскому Лицензинторгу предъявлен иск за надувательство: финны, изготовившие агрегат по нашей лицензии, заявили, что его производительность в сто раз меньше, чем обещано в материалах лицензии. Лицекзинторг переслал материалы по международному иску предприятию - патентовладельцу с угрожающим сопроводительным письмом. Директор предприятия (его фамилия стояла в списке соавторов первой) вызвал к себе тех, двоих, чьи фамилии стояли в том же списке последними, ознакомил их с материалами и по сути задал два вопроса: "В чем дело?" и "Что теперь делать?" (эмоциональную часть его выступления из приличия опустим).

Таким образом, исходная ситуация, перед которой оказались изобретатели, относится скорее к юриспруденции (и, возможно, к вопросам трудоустройства), чем к технике. На языке методологии научно-технического творчества это формулируется так: существует некая проблемная ситуация, в которой налицо острое административное противоречие.

Уточнение ситуации. Покинув высокий кабинет, и немного оправившись от шока, изобретатели начали действовать. Проверили работу своего агрегата - все в порядке, производительность паспортная. Проверили акты испытаний, приложенные финнами к иску - да, у них в 100 раз хуже. Проверили идентичность агрегатов своего и финского - все совпадает...

Итак, административное противоречие (финансовые санкции, угроза увольнения) преобразовано в противоречие другого типа, уже имеющее отношение к технике: здесь агрегат работает хорошо, а "там" такой же агрегат работает плохо. Сформулирована общественная потребность - повысить "там" производительность агрегата не менее чем в 100 раз. И одновременно сформулирован научно-технический вопрос. А почему все же агрегат "там" работает хуже, чем здесь?

Поиск причины возникновения ситуации. Нефть и там, и здесь - ближневосточная. Вода и там, и здесь - мокрая, там и здесь - соленая... Там - 8 °С, здесь - 23 °С. Так вот где собака зарыта! Вязкость нефти на холоде в 10 - 12 раз больше, чем у нас, а значит, и скорость ее продвижения по поверхности конуса меньше. Ну-у, хоть ясно стало, почему он там не работает...

Итак, выявлена техническая (а точнее, физическая) причина возникновения исходной ситуации. Теперь можно забыть об административной стороне проблемы и начать думать о технической задаче, которую можно сформулировать, например, так: нужно уменьшить вязкость холодной нефти в 10-12 раз.

Поиск направления решения задачи. Греть море? Чушь... Добавить разжижающие добавки в нефть еще до ее разлива? Дороже обойдется... Разжижить уже разлитую нефть? Чем-нибудь опрыскивать околоконусное пространство? Сложно, да и недешево, и с экологией не все в порядке... Изменить угол конуса и глубину его погружения? Можно, но малоэффективно, в 100 раз поднять производительность не удастся... Разжижить нефть, как только она подойдет к поверхности конуса? Но как?

Идут попытки переформулировать задачу и оценить возможности решения. Одна, две, три неудачи... Последняя формулировка уже реальна, более того, из уже встречающихся мер одна (нагрев) прямо напрашивается.

Решение задачи. Само решение уже не представляло труда: надо просто нагреть конус, и тогда нефть, как только выйдет из воды, примет температуру конуса и станет менее вязкой. Поставили внутрь конуса электронагреватель, нагрели до 40 °С и получили в Балтийском море даже большую производительность, чем у себя в Одессе. Жаль, не сообразили раньше, а то бы лицензия дороже была... Но финны свой иск сняли, директор тоже отошел...

На этом примере видно, как проблемная ситуация и административное противоречие по мере проникновения в суть дела преобразуются в формулировку задачи, причем в таком виде, что само техническое решение уже действительно не представляет труда. Не случайно поэтому бытует мнение, что правильно поставить задачу - значит более чем наполовину решить ее.

В. В. Титов

* * *

Недавно у меня состоялся спор с одним моим знакомым на "стандартную" тему: "зачем нужна ТРИЗ?" Действительно, так уж много людям встречается изобретательских задач, чтобы тратить на изучение ТРИЗ столько времени и сил? Если у Вас есть свое мнение на этот счет, пожалуйста, напишите мне, и я размещу Ваши письма в следующей рассылке. Обсудим.

До следующей встречи.

Александр Барышников
Обратная связь

Другие публикации