Центр Креативных Технологий

Решение креативных задач

Интеллект Клуб

13.08.2001

На очереди лапша ДОШИРАК

В прошлый раз была опубликована задача Эдуарда Морозова.
Ему требовалось покрасить рис пищевыми красителями, но вода, в которой растворяются красители, уменьшает твердость риса, и делает его непригодным для некоторых известных только Эдуарду целей.

Присылаемые вами решения, я переправлял Эдуарду, он делился своими соображениями о них, а несколько позже и результатами проведенных экспериментов.

Вот некоторые присланные вами предложения по решению этой задачи и мнение о них ее автора (Э.М.).

Предлагаю следующий способ окрасить рис. В принципе, Эдуард Морозов его уже озвучил. Он в своем письме написал, что пробовал окрасить рис, перетирая его пальцами, вымоченными в краске и результат его не удовлетворял по следующим причинам - рис окрашивался слабо и процесс занимал много времени. Я понял это так, что по всем остальным параметрам окрашенный рис соответствовал необходимым требованиям. Следовательно, нужно найти способ так обрабатывать рис, чтобы окрашивание происходило не так долго и более глубоко. На мой взгляд, эту задачу можно решить следующим способом:

  1. Сделать наклонный и достаточно широкий плоский лоток, угол наклона которого можно регулировать.
  2. Поверхность лотка покрыть материалом, который хорошо держит влагу и не дает мусора -- ворсинок и т.п. (хлопчатая ткань, например).
  3. Пропитать ткань раствором красителя. Концентрацию подобрать опытным путем.
  4. На верх лотка насыпать рис и позволять ему катиться вниз по своего рода штемпельной подушке, по дороге окрашиваясь. Регулируя уровень наклона лотка, можно менять скорость скатывания зерен и их расход.
  5. Внизу лотка собрать рис. :-) Если результат окраски удовлетворителен, рис можно использовать. Если нет - повторять процесс заново до требуемого качества окраски.
Процесс можно будет автоматизировать. Устроить приемное устройство для зерен, которые будут ссыпаться с лотка, и обдуваться при этом струей воздуха нужной температуры для просушки, сделать конвейер, по которому зерна будут доставляться вновь к верхней части лотка и т.д.

Надеюсь, что мой способ окажется практически осуществим и поможет господину Морозову в его бизнесе. Только его рис я покупать не стану -- предпочитаю натуральные продукты, без красителей. :-)

С уважением, Олег Акимов

    Э.М.: Честно говоря, не хочется критиковать идеи откликнувшихся людей, но данный способ, мне кажется, не поможет окраске риса, или она будет очень незначительна. У меня есть образец окрашенного риса такого, какого хочется достигнуть и мне: насыщенный цвет, твердый и прочный рис, который практически невозможно переломить пальцами. Так же, как я уже сказал, я не смогу воспользоваться конвейером или подобным приспособлением в домашних условиях. Но мне нравится здесь намоченная ткань, я думаю, это можно как-то использовать. Спасибо Олегу.
* * *

Если необходимо сделать так, чтобы окрашенный рис оставался твердым и прочным, то, кроме красителя, в воду необходимо добавить относительно большое количество соли (сделать насыщенный солевой раствор). Таким образом, рис пропитается солью и не будет больше ломким и хрупким. Ведь крепнут же в солевом растворе ногти и скорлупа вареных яиц! :-)

С уважением, Татьяна

    Э.М.: Я непременно попробую на днях этот способ и сообщу Вам результаты.
* * *

Предлагаю смешать рис с сухим пищевым красителем, а затем обдать его струей пара. Краситель размокнет и окрасит верхний слой риса, не ухудшив его свойства. Да и сохнуть будет быстро.

С уважением, Андрей Степанов.

    Э.М.: Вот эта идея мне тоже нравится. У меня у самого была примерно такая же: перетереть рис с сухим красителем. Я это тоже попробую.
* * *

Берем двухлитровую ПЭТ-бутылку. Срезаем донышко. На горлышко натягиваем сетку. Надеваем на пылесос в режиме "выдох". Насыпаем рис. В трубу пылесоса вставляем тонкую трубочку, по которой будет поступать краска (пульверизатор это). Включаем пылесос, постепенно увеличивая подачу воздуха, пока рис не "всплывет". Окунаем второй конец тонкой трубки в краску, пока не покрасим, как надо (можно в несколько этапов, чтобы не размок рис). А потом сушим тем же воздухом из пылесоса. Все. Размокнуть успеть не должен, качество окраски достигается многослойностью.

А я правильно понял задачу? Или все-таки исходный рис обязательно должен быть сырой? Мне известно два типа риса по степени подготовленности к применению. Обычный и "быстрого приготовления", т.е. уже сваренный на воде или паром и специальным образом высушенный, его достаточно только залить кипятком.
Соответственно, и подход к окраске в рамках задачи будет разным. Уточните.

С уважением, Григорий Киселев.

    Э.М.: Я использую рис длинных сортов, обработанный паром, типа Uncle Ben's, так как он тверже и практически не крошится в отличие от круглых сортов, например нашего Краснодарского.
* * *

Я думаю, что для того чтобы покрасить рис, не испортив его качеств, нужно не опускать его в воду с красителем, а раствор красителя распрыскивать на рис.

С уважением Полуянов Юрий.

    Э.М.: Это, мне кажется, практически одно и тоже, так как и в том и в другом случае на рис попадает вода, впитывается, затем он высыхает и становится хрупким. Если сравнить рис до окраски и после, то до окраски в водном красителе рисовое зерно гладкое и твердое, а после на нем появляются что-то вроде трещин и зерно теряет свою гладкость и становится каким-то сморщенным.
* * *

Пусть это господин, которому надо раскрашивать рис, насыпает краску (может с небольшим количеством воды, а может и без воды) прямо в мешочек с рисом, а потом перетирает, трясет и т.п. Чтобы не по зернышку красить, а сразу весь мешок. Останется только подсушить (если воду добавлял) и просеять через сито, чтобы остатки красителя и крошки отделить от зерен.

Игорь.

    Э.М.: Этот способ, как и способ Андрея Степанова, я также намереваюсь попробовать. И сообщу Вам результаты.
* * *

Возникает вопрос: рис нужен сплошь окрашенный или только сверху? В последнем случае можно изменить инструмент - воду.
Идея 1 разводят краску в воде, а окрашивают рис в пене периодически (постоянно) помешивая. (<перетирая пальцами>).
Идея 2 нельзя ли управлять окраской риса электростатическим полем (струйный принтер для риса).

Можно попробовать построить задачу о "правильной" сушке риса, но насколько я знаю, процесс разбухания необратимый. Хотя я ничего не знаю о сушке замораживанием.

Надеюсь, это поможет уважаемому Морозову Эдуарду

Винокуров Е. С.

    Э.М.: Честно говоря, я затрудняюсь определить разницу между полностью окрашенным рисом и окрашенным только сверху. Но для меня разницы нет, если цвет насыщенный и рис не потерял твердость. Дело в том, что после окрашивания и высушивания риса, я его использую таким образом, что я его часто и много пересыпаю, зачерпываю горшнями и снова высыпаю, и поэтому мне необходима его первоначальная твердость, чтобы при всех манипуляциях рис не ломался и не крошился.

    Идея струйного принтера для риса мне нравится, но как это осуществить?

* * *

Предлагаю в качестве решения задачи о покраске риса использовать пену.
Изготовить пену с красителем, думаю, проблем не будет. Например, путем добавки в растворенную красителем воду вяжущей добавки типа желатина и воздушных пузырьков. Таким образом, при взаимодействии с рисом гидровоздействию подвергается не все зерно, а только его оболочка. Что нам и необходимо.

С уважением, Сабитов Тимур.

    Э.М.: Относительно пены я, честно говоря, не совсем понял, как ее приготовить. Но, если Тимур, объяснит подробнее, я испробую этот метод.
* * *

Прочитав задачу, сразу нашел одну идею - необходимо попробовать подобрать состав почвы, чтобы рис уже при выращивании приобрел требуемый окрас. Реально ли это на практике - могут ответить эксперты, у меня нет необходимых знаний на эту тему.

С уважением, Хуторной Александр

    Э.М.: Ничего не могу сказать. Я - не эксперт. :-)).
* * *

Окрашивание проводится на сите пульверизатором с одновременным просушиванием потоком воздуха (фен, пылесос). За время окраски рис не успевает пропитаться водой и, поэтому, не меняет своих свойств. Способ проверен. В качестве благодарности приму информацию об использовании этого риса. :-))

Леонов Игорь

    Э.М.: Мне нравятся идеи одновременной покраски и высушивания. Но трудно сказать будет ли эффективен данный способ. Надо пробовать, но на первый взгляд, мое мнение таково, что очень трудно с водой угадать дозировку, т.е. сколько времени рису быть в воде. Даже при перетирании мокрыми пальцами стоит немного больше добавить воды, и рис уже теряет нужные свойства.
* * * * * * * * *

    Э.М.: Вчера вечером я решил поэкспериментировать и начал со способа Андрея Степанова. Смешал в марле рис с сухим красителем, вскипятил чайник и опустил в него марлю с рисом буквально на несколько секунд. После, вынув рис, я его немного перетер пальцами. И этого оказалось достаточно для результата, какой мне нужен: твердый и хорошо окрашенный рис. Под действием пара краситель размяк, а на рис это кратковременное пребывание под паром никак не повлияло.
    Однако, я опасался, что краситель не будет держаться стойко, но сегодня утром я проверил, и все нормально. По крайней мере, пальцы не окрашивает. Решение оказалось очень простым. Большое спасибо Андрею. Остальные способы, я не стал уже пробовать, так как этот меня вполне устроил. Но хочу еще раз поблагодарить всех за то, что потратили часть своего времени и сил на решение этой проблемы. Мне самому практически не пришлось думать.

    Э.М.: Хочу сделать некоторое дополнение относительно метода покраски при помощи пара. Я еще раз проверил и оказалось, что после окраски, если на рис попадает влага, он пачкает поверхности, например, если брать его влажными пальцами. Это, мягко говоря, нежелательно.

Большинство из приведенных выше идей - это поиск компромиссного решение: как бы покрасить рис и поменьше при этом его намочить. Стремление понятное, но баланс слишком тонкий. Здесь перспектива только одна - сыграть на времени. Быстро покрасить рис и сразу высушить, пока он не разбух. Все было бы ничего, да тут неприятность с красителем, если он не успел проникнуть в рис, то тогда пачкается. Конечно, можно придумать еще какие-то ухищрения, например защитное предварительное или последующее покрытие риса, только в домашних условиях не очень размахнешься.

Но это только одно направление решения задачи. Его задал ее постановщик. Были и другие направления - окрашивать рис в процессе его выращивания (идея хорошая, но для нас бесполезная) и укреплять рис, добавляя в водный краситель соль (большого эффекта здесь ожидать трудно). А вот наиболее перспективное, на мой взгляд, направление осталось незамеченным.

Слушателикурса дистанционного обучения, которые уже познакомились с методикой решения задач, должны были увидеть это направление автоматически. К нему формально приводит логика двух шагов:
Шаг 3: Полезное действие - покраска риса водорастворимым красителем.
Шаг 5: Радикальное действие - не красить рис водорастворимым красителем (отказ от указанного полезного действия).

Действительно, раз вода портит рис, зачем непременно использовать воду. Мало что ли других растворителей (спирт, глицерин, различные масла и т.п.), да и самих красителей не на водной основе поискать можно. Один такой краситель даже оказался у меня дома. Это раствор люголя в глицерине. Он для лечения горла применяется - значит "съедобный". Цвет - красно-коричневый. После суток пребывания риса в этом растворе с его прочностью ничего не случилось. Правда, цвет риса получился слишком темный и на вид не очень вкусный (на мышиный помет стал похож), но дело ж не в цвете, а в принципе. Раствор можно и разбавить. Так что, Эдуард, возьмите и это направление на вооружение.

В заключение хочу поблагодарить всех, кто принял участие в решении задачи Эдуарда и тех, кто с интересом за этим наблюдал. Надеюсь, Эдуард получил достаточно идей для экспериментов и доведения их до практического применения.

До следующей встречи.

Александр Барышников
Обратная связь

Другие публикации