Центр Креативных Технологий

Как создавалась ТРИЗ

Интеллект Клуб

25.06.2001

Как создавалась ТРИЗ (продолжение)

Фрагмент главы из книги Г. C. Альтшуллера "Найти идею", 1986 год.

* * *

Помните, как начинается "Аэлита"? В Петрограде на облупленной стене пустынного дома по улице Красных Зорь появился серый листок бумаги: "Инженер М. С. Лось приглашает желающих лететь с ним 18 августа па планету Марс явиться для личных переговоров от 6 до 8 вечера..." 11 июня 1981г. газета "Вечерний Новосибирск" напечатала нечто не менее удивительное: "НИИ комплектного электропривода объявляет конкурс па замещение вакантной должности старшего научного сотрудника по специальности "Теория решения изобретательских задач". Вместо прирожденных способностей, непостижимой интуиции, счастливых случайностей - теория, а следовательно, законы, правила, формулы.., В сущности, это даже фантастичнее полета на Марс. Не случайно научная фантастика, предсказавшая авиацию и атомную энергию, придумавшая роботов и лазеры, не сумела предвидеть революцию в технологии технического творчества.

Как утверждает Алексей Толстой, на постройку космического корабля инженер М. С. Лось потратил два года. Постройка ТРИЗ длилась много дольше. Началась она, как я уже отмечал, в 1946 г. Но что считать завершением? 1956 год-дату первой публикации? Вряд ли. Статья в журнале "Вопросы психологии" осталась почти незамеченной. Может быть, первый семинар по ТРИЗ в академическом институте? Произошло это в ноябре 1966 г. в Институте математики СО АН СССР. Семинар, однако, не стал началом регулярной учебы - еще не было отработанных программ, учебных пособий, опытных преподавателей. Считать датой внедрения ТРИЗ 1971-1972 годы, когда начали работать первые школы в Баку, Днепропетровске, Дубне? Но ведь это общественные школы, не государственные. Прошло немало времени, пока (уже в 1980 г.) ТРИЗ была включена - в качество нового обязательного учебного предмета "Основы технического творчества" - и учебные программы вузов Украины. И снова сомнения: курс небольшой, обзорный... Может быть, обозначить время более расплывчато? Скажем, середина 80-х годов, когда книги по ТРИЗ были переведены на английский, немецкий, финский, японский, вьетнамский, польский, болгарский языки...

Наверное, правильнее считать так: идет нормальный процесс становления ноной науки. Процесс сложный, многоэтапный, бурный. ТРИЗ и сегодня в строительных лесах.

Ну, а скептики? У них по-прежнему сомнения. "Почему по все выпускники ваших школ становятся изобретателями?" - А разве все выпускники технических вузов становятся толковыми инженерами? "Почему ТРИЗ берет не все задачи?" - А разве нет "не взятых проблем" в физике и химии?.. И наиболее каверзный вопрос: "Если все так хорошо, почему нет школ в каждом городе, на каждом предприятии?"

Чтобы ответить на этот вопрос, разберемся, прежде всего, в том, что такое "школа". В 1984-85 учебном году насчитывалось свыше 250 школ. Но работали они по разным программам.

Строго говоря, школами следовало бы называть только занятия по программам на 120-140 и 220-280 часов. Таких школ не более 40. Но для создания новых школ нужны преподаватели высокой квалификации, а их подготовка идет медленно. Два учебных года плюс год на, стажировку. И потом еще год-два постепенного "выхода на режим". Это- чтобы готовить слушателей по программам на 120-140 часов, Еще сложнее подготовка "преподавателей для подготовки преподавателей" - по программам на 220-280 часов.

Организуя обучение ТРИЗ, иногда ждут сиюминутной отдачи. Это нереально. Для освоения ТРИЗ требуется время. Нужно время на получение зримых результатов- заявок, авторских свидетельств, экономического эффекта. Приведем данные о работе Днепропетровской школы ТРИЗ за 1972-1981 гг.: 9 выпусков, 500 слушателей, 350 авторских свидетельств (сейчас эта цифра намного больше: выпускники продолжают изобретать, приходят положительные решения по отправленным ранее заявкам). Экономия: десятки миллионов рублей.

* * *

Прошлая задача о котле с выступом оказалась сложнее, чем я предполагал.

Повторю условие задачи.

Котел с выступом

На одной из строек возникла проблема: необходимо доставить котел - громадную бочку с выступом. Выступ не позволяет подкатить котел к нужному месту. Техники нет, сроки строительства срываются. Как быть?

Вот некоторые из ваших идей.

  1. Поместить котел в другой котел большего размера без выступа и катить их вместе.
  2. Обмазать котел глиной или обернуть чем-то еще, что есть под рукой.
  3. Наморозить на котел лед.
  4. Отпилить выступ, а потом приварить на место.
  5. Сделать высокие рельсы, чтобы при качении выступ не касался земли.
  6. Докатить котел до упора выступом о землю, потом развернуть его на месте на 180 градусов (выступ окажется сзади). Катить еще оборот и снова повернуть и т. д.
  7. Поместить котел на трубы и катить по ним, как корабль при спуске на воду. Вращается не котел, а трубы.
  8. Приделать к котлу колеса.
  9. Наморозить ледяную дорогу.

Логика такова - решения устраняют противоречия, например, котел круглый - некруглый, котел катится - не катится. Даже там, где предложено отпилить выступ, а потом приварить его на место, тоже устранено противоречие (наличие - отсутствие выступа) во времени. Что тут сказать?

Давайте посмотрим, какое противоречие разрешено, если отпилить, а затем приварить выступ.

А. Прикатить котел к нужному месту.
В. Не приподнимать котел (нет средств).

Связующий элемент - выступ котла.

Противоречие.
Выступ у котла должен отсутствовать, чтобы прикатить котел к нужному месту.
Выступ у котла не должен отсутствовать, чтобы не приподнимать котел.

Получилась ерунда.

Тогда почему выступ у котла не должен отсутствовать? А для того, чтобы не портить и не восстанавливать котел. Тогда получается, что отпиливанием и привариванием выступа противоречие не было разрешено.

Начнем снова.

Противоречие.
А. Прикатить котел к нужному месту.
В. Не портить котел.

Связующий элемент - выступ котла.

Выступ у котла должен отсутствовать, чтобы прикатить котел к нужному месту.
Выступ у котла не должен отсутствовать, чтобы не портить котел.

Ответ у этой задачи такой.

Предложено на пути качения котла выкопать с нужным шагом ямы под выступ.

Противоречие разрешено в смысловом отношении.
В отношении качения выступа нет, в отношении сохранности котла - есть.

Те решения, где предложено обмазать котел глиной или наморозить лед, тоже разрешают противоречие наличие-отсутствие выступа (во времени). Вопрос только в том, что проще осуществить.

Это же самое противоречие разрешает идея катить котел с поворотом на 180 градусов. Возможно, что это даже проще, чем копать ямы. Я исхожу из того, что крутить котел таким образом все равно приходилось, чтобы задать ему нужное направление качения.

Если зима, то можно попробовать и каток устроить. Это проще, чем намораживать на котел лед. А если лето, то...

Какой из всего этого вывод?
Нельзя считать разрешением противоречия разделение взаимоисключающих высказываний (наличие - отсутствие выступ) без привязки их к противоречивым требованиям (см. А и В). Вы видели, что при этом получается.

Задача для решения.

Задача про пальмы

В Народной Республике Бангладеш, как утверждает статистика, 13 миллионов финиковых пальм. За сезон каждая пальма может дать 240 литров сладкого сока, идущего на приготовление пальмового сахара. Но для сбора сока надо сделать надрез на стволе по самой кроной. А это 20 метров высоты!... Как быть?
Задачу предложили фирме, выпускающей сельскохозяйственные машины и механизмы. Специалисты попробовали "альпинистский способ" - человек поднимается, вырубая ступеньки на стволе. Ступеньки сохраняются на дереве и их потом можно использовать. Этот способ казался самым простым, но он оказался непригодным из-за следующего обстоятельства. Большое количество ступенек приводит к гибели дерева. Дерево выдерживает слишком малое число повреждений на стволе. Начали проектировать нечто вроде пожарной машины с раздвижной лестницей. Каково же было удивление проектировщиков, когда они узнали, что бангладешские крестьяне обладают секретом, позволяющим легко подниматься на пальму без всяких машин...

Эту задачу я взял из книги "Найти идею" в том виде, в каком она там была сформулирована. А сформулирована она так, что некоторая информация уводит в сторону от решения. Но может это сделано специально. Иначе все будет слишком просто.

До следующей встречи.

Александр Барышников
Обратная связь

Другие публикации