Центр Креативных Технологий

Аферы

Интеллект Клуб

13.06.2001

Как жить - кругом одно жулье? или Аферы (2)

Продолжим об аферах.

Прошлый мой вопрос к вам был связан со следующей историей.

    В одной риэлторской фирме я стал свидетелем переговоров с клиентом, который очень просил уступить ему квартиру, за которую уже был внесен задаток другим покупателем. При этом он предлагал заплатить за квартиру большую сумму.

    Дело в том, что существует практика внесения задатка за квартиру с так называемой "двойной ответственностью". Это означает, что покупатель вносит задаток за квартиру и теряет его при отказе от ее покупки, а риэлторская фирма при отказе продать покупателю эту квартиру возвращает покупателю сумму, равную двум задаткам.

    Так вот, этот клиент предлагал с избытком компенсировать фирме потери, связанные с условиями "двойной ответственности" тем, что купит квартиру дороже.

    Как на описанной ситуации с внесением задатка с двойной ответственностью построить аферу?

Все, кто прислал мне письма, по поводу этой ситуации оказались совершенно правы. Первый и второй покупатели - это одна "команда". Возможно также, что и продавец квартиры из их числа. Что касается практической реализации, то аферистам важно, чтобы фирма клюнула на легкие деньги (вспомните "бесплатный сыр") и вернула первому покупателю задаток в двойном размере. Второй покупатель после этого исчезает, лучше, вообще не внося задаток, в худшем случае, внося, но меньший, чем первый. Как разыграть весь этот спектакль, вариантов может быть много.

Все построено на "бесплатном сыре" и на том, что эти люди и их действия разнесены для фирмы одновременно и во времени, и в пространстве, и в смысловом отношении.

Опишу вариант того, как такая афера могла бы быть разработана с позиции анализа противоречий.

Дело в том, что зарабатывать на двойном задатке можно вполне честно. Вы можете внести задаток фирме за квартиру, которую эта фирма продает. Затем искать (самому или с помощью партнера) покупателя, которому эта квартира нужна и, который готов ради нее выкупить ваш задаток. Вполне честный заработок, только хлопотный и рискованный - нужного покупателя найти очень тяжело, в отведенное время можно не уложиться и задаток потерять. Вот вам и задача для решения.

Здесь можно рассмотреть несколько схем противоречий. Вот две из них.

Первая схема.
Противоречивые действия.
А. Заработать на выкупе покупателем задатка.
В. Не утруждаться.

Связующий элемент - процесс поиска покупателя.

Противоречие.
Процесс поиска покупателя должен быть, чтобы зарабатывать на выкупе задатка покупателем.
Процесса поиска покупателя быть не должно, чтобы не утруждаться.

Вторая схема.
Противоречивые действия.
А. Заработать на выкупе покупателем задатка.
В. Не рисковать.

Связующий элемент - задаток.

Противоречие.
Задаток должен быть внесен, чтобы зарабатывать на выкупе задатка покупателем.
Задаток не должен вноситься, чтобы не рисковать.

Эти противоречия разрешены в афере.

Наличие и отсутствие поиска покупателя разрешено во времени.
Покупатель найден заранее - это партнер по афере.

Наличие и отсутствие внесения задатка разрешено в смысловом отношении.
В понимании фирмы задаток вносится и служит гарантией намерений о покупке. На самом деле внесения задатка в этом понимании нет - это уловка для получения денег с фирмы.

Кстати, на разрешении этих противоречий можно и честно зарабатывать - сначала найти покупателя под известный вариант, который этому покупателю крайне необходим, а потом через подставное лицо внести задаток. Обычная спекуляция.

Вот еще интересный вариант аферы. Здесь все построено на тех же принципах разделения и "узком звене".

"Разводка на аванс"

Вы посредник. Вам звонит "продавец" квартиры и назначает за нее вполне приемлемую цену. В тот же день или назавтра звонит покупатель, которого как раз интересует похожая квартира в том же районе. Вы везете "покупателя" смотреть - тот "железно" соглашается, только говорит, что аванс внесет завтра, послезавтра. Вечером этого же дня вам звонит "продавец" и говорит, что нашел другого покупателя и тот готов сразу внести аванс. При этом лжепродавец утверждает, что он порядочный человек, и раз договорился первым с Вами, то готов еще два-три часа подождать. Вы звоните своему лжепокупателю - и выясняется, что он уехал на дачу, а телефона там нет...

Таким образом, посредника "раскручивают", чтобы он внес аванс из своего кармана. На следующий день возвращается лжепокупатель и говорит, что передумал. Деньги лоху-посреднику на вполне законных основаниях не возвращаются...

Эта афера (и другие) описана в 9-ом выпуске информационно-аналитического бюллетеня "Профи Клуб" (проект компании ЦРГ "Град" www.grad.ru).
Этот выпуск находится по адресу www.grad.ru/profi_obman1.htm, а подписка на рассылку этого издания - здесь: http://subscribe.ru/catalog/realty.nedvigimost

Еще одна история.

Две фирмы (кидалы) совместно занимались следующим "бизнесом".
Первая из них ("покупатель") обращалась к посреднику с просьбой помочь найти партию редкого товара. Через некоторое время вторая фирма ("поставщик") обращалась к тому же посреднику с предложением помочь сбыть именно такой товар. Посреднику предлагалось на очень выгодных условиях заключить договор с двумя этими фирмами. Но "покупатель" требовал от посредника внесения в договор условий о штрафных санкциях за невыполнение сроков или срыва поставки. Основания есть - деньги же заранее посреднику перечисляются. Посредник пытался в договор с "поставщиком" внести аналогичные условия, но поставщик наотрез отказывался. "Товар на складе в избытке, плати и забирай хоть сейчас. При чем тут санкции, если нет предоплаты?" Если посредник решал рискнуть и заключал договоры, не внося предоплату "поставщику" за товар из своего кармана, то у "поставщика" товар в нужное время исчезал, и посреднику приходилось из своего кармана платить штрафные санкции "покупателю".

Но однажды нашелся ушлый посредник. Когда его таким образом кинули, он отказался платить эти штрафные санкции. А в суде "неожиданно для всех" выяснилось, что договор со стороны фирмы-посредника подписал заместитель директора, который не имел права по уставу своего предприятия подписывать такой договор...

Разработать "красивую" аферу" сложнее, чем ее разгадать. Для того чтобы обезопасить себя от различного рода афер, есть очень простой прием. Необходимо представить себе, что все "фигуранты", имеющие даже самое незначительное отношение к происходящему событию, связаны между собой и вынашивают относительно вас злой умысел. После этого не очень сложно увидеть, в чем может состоять такой умысел. Но чтобы осмыслить все это, требуется некоторое время. Поэтому аферисты стремятся не предоставить такой возможности. Суета и поспешность этих "фигурантов" - дополнительный повод для осторожности.

Самый коварный прием в аферах - это "узкое звено". "Узкое звено" используется в каждой афере. Его часто бывает очень трудно распознать, т. к. оно может потенциально присутствовать очень во многих ситуациях. Кстати, использование "узких звеньев" не всегда обман. Фирмы, например, часто находят и используют узкие звенья в налоговом законодательстве, чтобы на законных основаниях уйти от налогов.

Попробуйте выявить противоречия, разрешение которых легло в основу описанных афер. Присылайте мне свои варианты этих противоречий или опишите их в форуме. Даже тогда, когда решения вам известны, сделать это будет не так-то просто. Поэтому создание афер - это всегда задача изобретательского класса.

Ответы на вопросы

Я периодически получаю от вас письма примерно с таким вопросом.

    Почему на Вашем сайте нет современных материалов о ТРИЗ и, что там можно считать новым?

Я считаю, что после 1980 г. ТРИЗ начал(а) обрастать подробностями, которые стали затруднять понимание сути дела. Начала снижаться практичность доступность, усложнилось восприятие. Думаю, что ТРИЗ периода 79-80-го года - это первооснова, с которой надо начинать знакомство с теорией. Что касается современных направлений развития ТРИЗ, то этой информации в Интернет предостаточно. Есть интересные мысли, но мало. А мусора с избытком.

На сайте также имеется информация о ФСА (метод снижения издержек производства и повышения качества продукции). После 1990 г. развитие ФСА (вместе с производством) в нашей стране практически прекратилось. К этому времени наибольшие результаты в области ФСА были получены в электротехнической отрасли. На это направление там работали сотни предприятий по всей стране. Был создан огромный научный и практический задел. После 90 г. все эти наработки оказались сосредоточенными в московском Центре ФСА, к которому я имею некоторое отношение.

О том, что на сайте нового в сфере решения творческих задач.

Экспертно-оценочные системы. Применяются при консультировании. Они основаны на моей разработке в области оценки полезности (а значит качества, конкурентоспособности и пр.).
Поскольку сейчас в нашей стране основной интерес - это продажи, то и системы эти ориентированы на решение задач увеличения эффективности рекламы и повышения объемов продаж в различных сферах бизнеса. Они позволяют выстраивать более эффективную систему управления продажами, реализовывать нестандартные маркетинговые схемы.
Есть также программы, позволяющие оценивать перспективность новых проектов и идей, определять конкурентоспособность и конкурентоспособную цену продукта, выявлять наиболее перспективные направления развития и т. п.

Недавно появился курс дистанционного обучения решению творческих бизнес-задач. Здесь сконцентрирован наш практический опыт в этой области. Основная идея решения задач - выявление и разрешение противоречия взята из ТРИЗ. На практике был отработан максимально простой, универсальный и одновременно результативный подход к решению таких задач. При этом время на обучение сократилось со 100 - 160 часов, традиционных для ТРИЗ, до 6-и практических занятий. Но наличие мозгов при этом не отменяется.

Компьютерная система поиска нестандартных решений IdeaFinder.
Это инструмент, который я разработал для себя и применяю уже больше 5 лет для решения изобретательских задач, как в бизнесе, так и в технике. Особенность программы в том, что она самообучающаяся. С пополнением базы знаний - программа "умнеет" и дает все более точные советы. Кроме того, она умеет переносить опыт решения технических задач на бизнес-задачи и наоборот. Конечно, человек это тоже умеет делать, но он не способен одновременно держать в памяти такой объем информации и тем более его обрабатывать.
Опять же - эта программа для мозгов, а не вместо них. Диалоговая часть программы основана на том же подходе, который дается в курсе дистанционного обучения. Поэтому, прежде чем приобретать IdeaFinder, имеет смысл пройти этот курс. Тогда станет ясно, нужно ли это вам вообще, а если да, то будет понятно, как работать с программой.

До следующей встречи.

Александр Барышников
Обратная связь

Другие публикации