Центр Креативных Технологий

ТРИЗ. Противоречие

Интеллект Клуб

30.04.2001

Песок, шляпы и противоречие (2)

В этот раз вы прислали достаточно много (около 30) хороших идей по задаче о шляпах и задаче о пескоструйной обработке. Действительно, главная цель - найти хорошую идею. Но любую хорошую идею можно испортить плохим исполнением. Важно и другое обстоятельство - как определить, какая идея хорошая, а какая не очень.

Прошедшей осенью я проводил семинар для специалистов Воронежского машиностроительного завода. Там я также высказал мысль о том, что главное - это хорошая идея, а хороший специалист в своей области всегда найдет хороший способ ее реализации. На этот счет зам. главного конструктора этого предприятия, присутствующий на семинаре, рассказал мне старый, но очень уместный к этому случаю анекдот.

Во время войны пришел один мужик в Кремль и стал требовать, чтобы его пустили к Сталину. Объяснял он это тем, что у него есть идея, как убить Гитлера. Ни с кем кроме Сталина он разговаривать не желал из-за большой секретности вопроса. Когда Сталин, наконец, согласился принять этого мужика, то он сказал, что для того, чтобы убить Гитлера, ему под кровать нужно подложить бомбу. Сталин удивился и спросил, как доставить туда эту бомбу. На что мужик ему ответил - главное идея, а как ее реализовать, Ваши специалисты решат.

Так вот - хорошая идея это та, которая разрешает противоречие. Идеи, которые противоречия не разрешают, будут подобны той, что в этом анекдоте.

В прошлый раз я рассказал, что первым шагом к выявлению противоречия является формулирование двух диалектических противоположностей, т.е. двух требований, между которыми нет непосредственной связи, и которые невозможно в существующей ситуации выполнить одновременно (первое требование исключает второе и наоборот).

Теперь о втором шаге к формулированию противоречия.

Я уже говорил, что единство противоречивых требований заключается в том, что противоречие обусловлено некоторой логической взаимосвязью между этими требованиями. В проблемной ситуации всегда существует хотя бы один элемент, через который и осуществляется эта взаимосвязь. Назовем такой элемент СВЯЗУЮЩИМ ЭЛЕМЕНТОМ
Проще всего это пояснить на примере прошлой задачи.

Задача о пескоструйной обработке

На одном производстве требуется пескоструить (т.е. обдувать воздухом с песком) полость некоторой детали. Но эта полость имеет очень сложную форму, и после операции пескоструивания в полости оставался песок, который было очень сложно удалить. Продувание сжатым воздухом не помогало: песок наоборот только задувался в тяжело доступные участки полости. Что делать?

Сформулируем противоречивые требования.

А. Пескоструить деталь.
В. Не засорять деталь.

Проверка.
Если выполняется требование "Пескоструить деталь", то не выполняется требование "Не засорять деталь". И наоборот, если выполнить требование "Не засорять деталь", то ничего другого не остается, как не выполнять требование "Пескоструить деталь".

Не сложно заметить, что одним из элементов, из-за которого возникает такая противоречивая взаимосвязь требований "А" и "В", является песок (это связующий элемент).
Действительно, с песком непосредственно связаны оба указанных требования. Причем видно, что для обеспечения требования "А" - "Пескоструить деталь" песок должен быть, а для обеспечения требования "В" - "Не засорять деталь" песка быть не должно.

Такая ситуация, когда к одному и тому же объекту предъявляются взаимно противоположные требования, называется ФОРМАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКИМ ПРОТИВОРЕЧИЕМ.

Вот определение формально-логического противоречия

Формальная противоположность явлений, предметов, понятий, высказываний и т. д. представляет собой отношение наличия и отсутствия какого-либо свойства, самого явления, процесса и т. д.

Формально-логическое противоречие имеет следующие необходимые черты:

  1. противоположные высказывания, понятия и т. д. берутся в одно и то же время, в одном и том же месте и в одном и том же смысле и отношении;
  2. между ними устанавливается непосредственное отношение;
  3. в объективной действительности они отсутствуют, а в сознании человека их наличие является признаком заблуждения;
  4. по меньшей мере, одно из противоположных высказываний обязательно ложно, оба не могут быть истинными.
Здесь самым важным является 1-й пункт. Из него следует, как нужно разрешать противоречия. Чтобы формально-логическое противоречие перестало существовать, необходимо в существующей ситуации нарушить хотя бы одно из трех требований. А именно, устранить противоречивость требований одним из способов:
  1. разнести противоречивые требования во времени;
  2. разнести противоречивые требования в пространстве;
  3. изменить смысл (смысловое отношение) требований.
Так в задаче о пескоструйной обработке, очевидно, что противоречивые требования "песок должен быть" и "песка быть не должно" могут быть разделены во времени. Т. е., сначала при обработке песок имеется, а после обработки - отсутствует.
Теперь противоречия нет. Сам факт возможности такого разрешения противоречия еще не есть решение задачи. Но это очень серьезная подсказка, в каком направлении следует искать это решение.
Другой важной подсказкой всегда является ИКР (идеальный конечный результат): Песок САМ исчезает из детали (не засоряет деталь), сохраняя возможность ее обработки.

Теперь можно привести решение этой задачи.
Предложено вместо песка использовать кристаллы "сухого льда" (замороженный углекислый газ).

Стоит отметить, что в этом решении присутствует и разрешение противоречия в смысловом отношении.
Действительно, песок имеется в смысле выполнения пескоструйной обработки детали, а по сути - это уже не песок, а другое вещество (т.е. песок отсутствует).

Хочу обратить ваше внимание на то, что разрешение противоречия 3-м способом (в смысловом отношении) - это наиболее неочевидный способ. И если задача имеет решение, которое связано с применением этого способа, то такое решение найти наиболее сложно.

Именно к этому (3-му способу) относится решение задачи о шляпах.

Задача о шляпах

Один кинотеатр обратил внимание на обстоятельство, которое сокращало число зрителей. Оказалось, зрители были недовольны тем, что во время киносеанса дамы не снимают свои шляпы, загораживая экран. И чего только не делала администрация кинотеатра. Повесили объявление в гардеробе, просили по громкоговорителю - результат нулевой. Как же заставить упрямых дам снимать шляпы во время киносеанса?

Начнем с противоречивых требований. Я их в прошлый раз уже приводил и обратил ваше внимание на то, что таких формулировок может быть несколько. Но как сформулировать требования, которые в наилучшей степени обозначат противоречие в данной проблеме.
Для этого необходимо задать простой вопрос - почему не выполняется необходимое нам действие? В данном случае - почему дамы не снимают шляпы?
По-моему, всем ясно - дамы не снимают свои шляпы потому, что хотят красиво выглядеть. В шляпах они видят себя более привлекательными, чем без них. Отсюда следующие противоречивые требования.

А. Не нарушать представление дам о своей привлекательности
В. Не загораживать экран шляпами

Связующий элемент - шляпа.
Противоречивые требования к шляпе.
Шляпа должна быть, чтобы не нарушать представление дам о своей привлекательности;
шляпы быть не должно, чтобы не загораживать экран.
Для решения задачи (разрешения противоречия) необходимо изменить смысловое отношение к надетой шляпе на противоположное, т.е. дама должна чувствовать себя более привлекательной без шляпы, чем в шляпе.

Вот один из вариантов того, как это можно сделать.

Объявление

Просьба к молодым дамам снимать шляпы во время сеанса.

Идея понятна. Но любую хорошую идею можно испортить плохим исполнением.

Вот пример.

Просьба к молодым дамам снимать шляпы во время сеанса.
Старухи могут сидеть в шляпах.

Учебную задачу о шляпах можно отнести к рекламной задаче, в которой требуется наиболее эффективно и с минимальными затратами добиться выполнения требуемого действия (например, покупки). Хорошее рекламное решение всегда устраняет противоречие.

Вот реальная задача.

Задача о продаже квартиры

При продаже своей квартиры хозяин часто переоценивает ее стоимость. Поэтому риэлторской фирме становится не выгодно работать с таким клиентом. Убедить клиента понизить цену крайне сложно. В этом его может убедить только время, потраченное им на безрезультатный поиск покупателя. Как быть?

До следующей встречи.

Александр Барышников
Обратная связь

Другие публикации