Центр Креативных Технологий

Автомобильные травмы

Автомобильные травмы имеют свою специфику как по характеру повреждений и освобождению травмированных конечностей из автомобиля, так и по оказанию первой доврачебной помощи.

Различают внутриавтомобильные травмы и наезд автомобиля на пешехода.

Внутриавтомобильные травмы возникают при столкновении автомобилей, их переворачивании, съезде с дороги в кювет и т. д. Шофер и пассажиры могут получить травмы от удара о стенки салона, ветровые стекла, руль, а также вследствие удара частями разрушающегося двигателя и корпуса автомашины. Если водитель и пассажиры пользовались привязными ремнями и подголовниками, травмы носят более легкий характер, несмотря на серьезные повреждения автомобиля.

При наезде автомобиля на пешехода последний получает не только травмы от столкновения с автомобилем, но и дополнительные повреждения вследствие удара о дорожное покрытие, столбы, ограждения и прочие элементы дороги различными частями тела. Травмы тем тяжелее, чем выше скорость автомобиля.

Симптомы при автомобильных травмах самые разные. Около половины пострадавших находятся в состоянии травматического шока и имеют множественные и сочетанные повреждения, отдельные из которых в первый момент могут не давать четких симптомов. В числе таких могут оказаться травмы внутренних органов (разрывы селезенки, печени, почек, грудной аорты). Лишь несоответствие тяжести состояния внешней картине наводит на мысль о повреждении внутренних органов.

Диагноз наружных повреждений бывает очевиден, однако травмы органов грудной клетки и брюшной полости порой обнаруживаются не сразу. Поэтому пострадавших, даже при незначительных внешних повреждениях, необходимо держать под наблюдением до прибытия бригады "скорой помощи".

Для оказания доврачебной помощи требуется в первую очередь извлечь пострадавшего из автомобиля, что может представлять трудность вследствие деформации кузова и заклинивания дверей. Если пострадавшие в сознании, а состояние их удовлетворительное или средней тяжести, то их укладывают на носилки либо на подстилки и обследуют более подробно, в том числе и методом расспроса, чтобы убедиться в наличии тех или иных повреждений, открытых и скрытых, требующих первоочередных мероприятий по оказанию срочной помощи. При показаниях вводят обезболивающие, сердечно-сосудистые и успокаивающие средства (капли валерианы, валокордина, таблетку тазепама и им подобные). Страдающим ишемической болезнью сердца следует предложить нитроглицерин или валидол. При переломах, ушибах оказать соответствующую помощь.

Пострадавших, находящихся в бессознательном или крайне тяжелом состоянии, также укладывают спиной на носилки (подстилки). При асфиксии очищают рот от рвотных масс, удаляют инородные предметы, зубные протезы и т. п. Делают искусственное дыхание методом "рот в рот" и непрямой массаж сердца. Затем отправляют в реанимационное или другое специализированное отделение.

И еще. При транспортных авариях по закону каждый обязан оказать первую помощь пострадавшему, независимо от того, по чьей вине произошла авария. Покинуть место происшествия - это проявление большой несознательности и стремления уйти от ответственности, что преследуется законом. И медицинские работники, оказавшись на месте аварии, должны привлечь к себе на помощь окружающих.

При дорожно-транспортных происшествиях оказывающий помощь часто стремится доставить раненого как можно скорее в больницу, не определив его состояния и ранения, в то время как нередко требуется немедленное проведение мер по оживлению. Во многих случаях тяжело раненного можно спасти уже на месте происшествия. В противном случае мы сами, осуществляя быструю транспортировку пострадавшего, можем способствовать его гибели.

Об этом не должен забывать ни один автомобилист, тем более работающий по медицинской специальности, будь то медсестра или санитарка.

B.Д. Kaзьмин

Медицинский справочник