Центр Креативных Технологий

Психологическое исследование

Изучение высших психических функций (ВПФ) с использованием экспериментальных методик. Различают патопсихологические, нейропсихологические и личностные методы исследования. Патопсихологические и личностные методы исследования применяют для оценки состояния ВПФ, их особенностей, характера психической деятельности, определения уровня нервно-психического развития, выбора реабилитационно-корригирующих методик для обучения и воспитания детей с психическими отклонениями. Из психологических методов выявления интеллектуальных, перцептивных, мнестических, речевых и других расстройств используют довольно простой набор заданий, предлагаемых больному в. разных вариантах и комбинациях в зависимости от целей обследования. Для обнаружения сенсомоторных расстройств, симптомов утомляемости, изменений внимания, снижения темпа психической деятельности наиболее часто применяют следующие пробы и методики.

Корректурная проба. Больному предлагают вычеркнуть из стандартного текста определенные буквы. Больные с органическими поражениями головного мозга и последствиями черепно-мозговых травм заметно медленнее и с худшими результатами справляются с заданием.

Метод отыскивания чисел по порядку в таблицах Шульте, где цифры от 1 до 25 приведены вразброс. Медленный темп характерен для больных с церебрастеническим синдромом, эпилепсией.

Методика отсчитывания. Больному предлагают выполнить действие вычитания, отнимая от заданного числа (в зависимости от возраста) одно и то же число. Анализируют число и характер ошибок, распределение их по времени, колебания внимания, истощаемость.

Для исследования памяти чаще всего используют следующую методику: ребенку зачитывают 10 двусложных слов и предлагают воспроизвести их сразу в любом порядке, а потом через 1 ч. Кривая произвольного запоминания и результаты отсроченного воспроизведения могут указывать на мнестические расстройства, ослабление произвольного внимания и на утомляемость больного.

Из других методик следует отметить методику повторения чисел в прямом и обратном порядке, опосредованное запоминание попарно предъявляемых слов, связанных по смыслу, пересказ несложных сюжетов, применение пиктограмм. Методика пиктограмм наряду с оценкой памяти позволяет оценить характер ассоциации, уровень абстрагирования.

Для выявления патологии функции мышления, включающей большой набор логических операций со словесными и наглядно-чувственными образами предметов, используют многочисленные методики: классификацию предметов, понимание переносного смысла пословиц и метафор, сравнение понятий, методику Эббингауза и др. Помимо дискретных методик исследования интеллекта, отражающего уровень умственного развития и способность к сложным мыслительным операциям, применяют различные суммарные психометрические тесты и шкалы с вычислением коэффициента интеллектуальности (IQ). В детской практике известны Денверская шкала, шкала Бине - Симона, шкала Гезелла в различных модификациях, тест Векслера.

Б. Лeбeдeв и др.

Вся информация в разделе: Неврология, заболевания нервной системы