Центр Креативных Технологий

Умственная отсталость

Психическое, главным образом умственное, недоразвитие. За рубежом термины "умственная отсталость", "умственная недостаточность", "умственный дефект" используются для обозначения многообразных форм поражения интеллекта, независимо от характера заболевания, при которых оно возникает. Так, этими терминами обозначают нарушения психики при таких прогрессирующих заболеваниях, как болезнь Тея - Сакса, мукополисахаридозы, лейкодистрофии и т. д., при которых с общим процессом дегенерации нарастают и расстройства интеллекта.

В нашей стране для обозначения врожденного или приобретенного в первые годы жизни слабоумия используют термин "олигофрения". Важным признаком У. о. является отсутствие прогредиентности (прогрессирования). Даже наоборот, при У. о., за исключением самой тяжелой ее степени, происходит какое-то интеллектуальное развитие. У. о. является лишь элементом недоразвития личности в целом и для нее поэтому характерны различные эмоциональные, поведенческие, волевые и двигательные нарушения.

У. о. может развиться при наличии наследственных или экзогенных факторов. Среди первых основное место принадлежит хромосомным аберрациям и наследственным дефектам обмена веществ. В то же время признаки поражения интеллекта при наследственных дефектах обмена (фенилкетонурия, гистидинемия, болезнь кленового сиропа и др.) не соответствуют полностью таковым при У. о., поскольку в определенные возрастные периоды наблюдается нарастание интеллектуальной недостаточности. К генетически обусловленным относят также недифференцированные формы У. о., при которых роль наследственности не совсем ясна. Экзогенные факторы, которые могут привести к возникновению У. о., делят на внутриутробные, интра- и постнатальные (см. Перинатальные поражения мозга). Патоморфологические изменения при У. о. - см. Аномалии развития нервной системы. Детский церебральный паралич.

Клиническая картина. Условно выделяют две группы У.о.: неосложненную, не сопровождающуюся явными признаками очагового поражения нервной системы и протекающую без заметных нарушений моторики или с небольшими отклонениями в этой сфере; с осложненным патогенезом, в клинической картине которой имеется сочетание поражения интеллекта с судорожным синдромом, церебральными параличами, аномалиями развития нервной системы и другими изменениями. Существует и другая классификация, выделяющая 3 формы У.о.: 1. У.о. эндогенной природы (при хромосомных болезнях, энзимопатиях, истинной микроцефалии и т.д.); 2. У.о., обусловленная воздействием вредностей внутриутробного периода (при эмбрио- и фетопатиях); 3. У.о., обусловленная воздействием вредностей во время родов (травма, асфиксия) и в раннем детстве (травмы, нейроинфекции).

В зависимости от тяжести поражения интеллекта выделяют три степени У.о.: легкую - дебильность, среднетяжелую - имбецильность и тяжелую - идиотию. Критерием У.о. различной степени является возможность самообслуживания, обучения и социальной адаптации. У детей раннего возраста о степени тяжести У.о. можно говорить только в общей форме.

За рубежом для характеристики степени тяжести поражения интеллекта используют психометрические тесты, нередко уже с первых месяцев жизни ребенка. С помощью тестов определяют так называемый "коэффициент интеллигентности" (IQ) или "коэффициент развития" (DQ). Эти коэффициенты показывают выраженное в процентах отношение так называемого "умственного возраста" больного к его хронологическому (паспортному) возрасту:

IQ(DQ) = "умственный возраст" х 100 / хронологический (паспортный) возраст.

При показателях IQ, равных 90-110, интеллект обследуемого считается нормальным, хотя в разных странах границы нормального и дефектного интеллекта по показателям IQ и DS различны. Используемый за рубежом термин "идиотия" относят к больным, у которых IQ не превышает 20, к "имбецилам" - больных, у которых IQ от 21 до 50, к "дебилам" - больных, у которых IQ выше 50.

На первый план при У.о. выступает умственное недоразвитие. Однако у этих детей нарушена и эмоционально-волевая сфера: нарушены восприятие, внимание, механическая и, особенно, смысловая (логическая) память, воображение и прочие характеристики личности в целом. Заподозрить У.о. можно лишь после динамического наблюдения за ребенком, сравнивая показатели его развития с показателями, характерными для нормальных детей. Подозрение на У.о. должно возникать в тех случаях, когда будут отмечены признаки явного отставания интеллекта у наблюдаемого ребенка по сравнению с его сверстниками. Окончательное заключение об отсталости умственного развития решается при консультации невропатолога с педагогом-дефектологом или психиатром.

Диагноз грубых нарушений умственного развития не представляет больших затруднений. В то же время постановка диагноза У.о. в степени дебильности в раннем детском возрасте крайне сложна. Окончательное решение этого вопроса рекомендуется отложить до 6-8-летнего возраста. Дифференцируют У. о. от таких состояний, как инфантилизм, дисгармоническое развитие, астеническое состояние, задержка психического развития.

Лечение. В связи со стойкостью данного заболевания достигнуть полноценного интеллекта у детей практически невозможно. Повысить уровень интеллектуального развития (у больных с У.о. легкой и средней степени) и добиться в дальнейшем удовлетворительной социальной адаптации ребенка можно с помощью длительно проводимых медико-педагогических мероприятий, которые осуществляются в специальных учреждениях. По показаниям проводят стимуляцию психической активности или, наоборот, применяют седативную терапию. К стимулирующим препаратам относятся глутаминовая кислота, аминалон, пирацетам, энцефабол, пантогам, церебролизин, витамины группы В. При психомоторном возбуждении назначают нейролептики. По показаниям используют симптоматические средства: дегидратирующие, снотворные, противосудорожные и др. (см. Приложения).

Б. Лeбeдeв и др.

Вся информация в разделе: Неврология, заболевания нервной системы