Центр Креативных Технологий

Речь. Синдром нарушения

Речь представляет собой специфическую форму человеческой деятельности, служащую общению между людьми посредством языка. Различают Р. внутреннюю и Р. внешнюю. Внешняя Р. может быть устной и письменной, внутренняя Р. - языковая. Язык - система условных знаний и кодов, выработанная человечеством для обозначения тех или иных явлений и предметов действительности. Этапы развития Р.: доречевой период (гуление, крики), лепетная Р., модулированный лепет, понимание речевых сигналов; слоговая, словарная, фразовая Р. Обязательными условиями развития Р. являются нормальное состояние слуха и речевое общение ребенка со взрослыми. В зависимости от причин возникновения и механизмов развития различают: нарушения Р. функционального генеза, которые могут быть нейрогенными в виде первичных (заикание, мутизм, афония, дисфония, логофобия) и вторичных логоневрозов, а также социально обусловленными, включающими неполноценную языковую среду (дислалия, задержка речевого развития) и педагогическую запущенность (задержка психического и речевого развития); нарушения Р. органического генеза, которые могут быть ненейрогенными - при пороках развития (ринолалия, механическая дислалия, дефекты Р. у безгортанных) и мышечной слабости органов артикуляции, тугоухости и нейрогенными - при очаговых (первичные - дизартрия, алалия, афазия, агнозия и вторичные речевые расстройства) и диффузных поражениях головного мозга. В практической работе часто выделяют общее недоразвитие Р. (О. н. р.) и задержку речевого развития (З. р. р.).

О. н. р. - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование структур речевой организации (как звуковой, так и смысловой) при нормальном слухе и интеллекте. Детей с О. н. р. отличает критичность к речевой недостаточности, но патология Р. тормозит формирование у них потенциально сохранных умственных способностей, препятствуя нормальному функционированию речевого интеллекта. Однако по мере формирования словесной Р. и устранения собственно речевых трудностей их интеллектуальное развитие приближается к норме. В анамнезе детей с О. н. р. отмечаются наличие небольшой родовой травмы, длительные соматические заболевания в раннем возрасте, неблагоприятное воздействие речевой среды, просчеты воспитания, дефицит внимания. Обучение и воспитание ребенка с О. н. р. осуществляются в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями Р. Наиболее типичные и стойкие проявления О. н. р. наблюдаются при алалии, дизартрии и реже при ринолалии и заикании.

З. р. р. происходит в период формирования речевой коммуникации, но при значительном отставании речевых навыков от нормы и, как правило, сопровождается интеллектуальной недостаточностью. В анамнезе детей с 3. р. р. превалирует выраженность факторов перинатального неблагополучия, т. е. наблюдается диффузная функциональная или органическая недостаточность мозга, сопровождающая детские церебральные параличи, детские энцефалопатии и др.

Лечение. Необходимы психостимулирующая и вазоактивная терапия, психолого-педагогическая и психотерапевтическая коррекция.

Б. Лeбeдeв и др.

Вся информация в разделе: Неврология, заболевания нервной системы