Центр Креативных Технологий

Минимальная церебральная дисфункция

Минимальная церебральная дисфункция (органическая мозговая дисфункция, слабо выраженная форма детской энцефалопатии, гиперактивность, гиперкинетический синдром, хронический мозговой синдром, минимальный церебральный паралич и т.д.). Число детей с М. ц. д. колеблется в широких пределах - от 2 до 21 %. В этиологии М. ц. д. основная роль принадлежит разнообразным вредным факторам пре- и перинатального периода и, вероятно, прежде всего данный синдром проявляется у детей, перенесших гипоксию. Обращают также внимание на роль недоношенности.

Клиническая картина М. ц. д. крайне вариабельна и изменяется с возрастом. Основные признаки синдрома наиболее ярко выступают у школьников, особенно в первые 2-3 года обучения. Большинство детей отличаются повышенной моторной активностью, особенно в раннем возрасте. Они не могут длительное время сосредоточиться на чем-нибудь одном, легко отвлекаются различными раздражителями. Настроение их быстро меняется от приподнятого до депрессивного; иногда возникают беспричинные приступы злости, ярости, гнева не только по отношению к окружающим, но и к себе. Они предпочитают играть с детьми младшего возраста. Плохо засыпают, сон их неглубокий, часто просыпаются, вскрикивают во сне. В первых классах школы у некоторых детей возникают трудности в обучении, которые не связаны с умственным дефектом или нарушениями поведения. Может быть нарушено восприятие пространственных взаимоотношений, нарушены счет и чтение. Некоторые дети или . не могут писать совсем, или их письмо, как и чтение, носит зеркальный характер. С возрастом появляются и нарастают трудности в абстрактном мышлении. Особенно частыми бывают речевые нарушения (задержка развития речи, артикуляционные недостатки, замедленность или наоборот, взрывчатость и т. д.). У многих детей с М. ц. д. наблюдаются черты дисплазии (деформации черепа, лицевого скелета, ушных раковин, гипертелоризм, высокое небо, неправильный рост зубов, прогнатизм и т.д.). Часто отмечаются нарушения черепной иннервации: косоглазие, птоз, недостаточность конвергенции, центральный парез лицевого нерва и пр. Многочисленны двигательные нарушения: мышечная дистония, асимметрия мышечного тонуса, анизорефлексия, наличие патологических рефлексов. Более чем у 25 % больных детей развивается вегетативная дисфункция. Дети часто неловки, неуклюжи, у них имеются трудности в завязывании шнурков, застегивании пуговиц, в дальнейшем возникают затруднения в манипулировании ножницами, в письме. Могут обнаруживаться неустойчивость при ходьбе, положительная проба на адиадохокинез. Перечисленные признаки М. ц. д. не являются строго специфичными, часто варьируют, степень их выраженности различна. Поскольку эти признаки наблюдаются и при некоторых других заболеваниях (олигофрения, психозы и пр.), правильную оценку состояния ребенка можно дать только при динамическом наблюдении с обязательной консультацией психиатра, педагога.

Лечение требует создания спокойной доброжелательной обстановки, ровного отношения к ребенку как дома, в яслях, детском саду, так и в лечебном учреждении. Родителей следует предостеречь от излишней строгости, требовательности к ребенку, от применения каких-либо мер наказания и в то же время предостеречь их от чрезмерной опеки над детьми. Для коррекции нарушений поведения ребенка применяют успокаивающие средства (бром, валериана, пустырник, элениум, мепробамат, триоксазин, меллерил, седуксен, аминазин и др.). Назначают также ноотропные и общеукрепляющие средства, витамины. Обязательна консультация детского психиатра.

Б. Лeбeдeв и др.

Вся информация в разделе: Неврология, заболевания нервной системы