Центр Креативных Технологий

Заикание

Одна из наиболее частых форм нарушения речи у детей, проявляющаяся судорогами мышц речевого, дыхательного и голосового аппарата. Чаще всего бывает в возрасте 3-5 лет. В возникновении 3. важную роль играют наследственная и конституциональная предрасположенность (врожденная слабость речевого аппарата), перинатальная отягощенность, инфекционные заболевания нервной системы, черепно-мозговая травма. При этом большое значение имеют невропатические особенности ребенка, недостаточность развития моторики, чувства ритма, мимико-артикуляционных движений. Существенная роль принадлежит острым и подострым психическим травмам, дефектам воспитания, длительным отрицательным эмоциям.

У детей выделяют две формы 3. - невротическую и неврозоподобную. Первая является одним из признаков системного невроза и возникает после психотравмирующих ситуаций, при второй форме - умеренно выражены симптомы церебрального поражения или соматическая патология с невротическим уровнем реагирования. При любой форме 3. отсутствуют плавность и ритмичность речи, наблюдаются остановка речи, повторение слов, слогов, звуков. Это обусловлено судорогами артикуляционной, голосовой и дыхательной мускулатуры, которые носят клонический, тонический или тонико-клонический (смешанный) характер. Клиническая картина. При невротическом 3. бывают преимущественно тонические судороги, которые при острой психотравме могут возникнуть внезапно. При длительно действующей психотравмирующей ситуации 3. развивается постепенно, начинаясь с простых запинок во время разговора. Выраженные дефекты речи при 3. сопровождаются эмоциональными и поведенческими нарушениями вплоть до невротического развития личности. Во время разговора у детей появляются значительные вегетативные расстройства - покраснение или побледнение, потливость, дыхательная аритмия, тахикардия. Иногда дети находят облегчающий речь механизм - дополнительное слово, звук или жест. Невротическое 3. чаще принимает волнообразное течение. Периоды ухудшения связаны с повторным психотравмирующим воздействием. Одновременно с 3. часто обнаруживаются и другие невротические проявления (страхи, тики, энурез и др.).

Неврозоподобное 3. развивается постепенно, без четких причин, чаще имеет клонический характер и сочетается с другими речевыми дефектами (дислалия, дизартрия, речевая задержка) и симптомами органического поражения мозга (псевдобульбарный синдром, недостаточность пирамидной системы, неловкость моторики и др.). Течение неврозоподобного 3. характеризуется большой стойкостью и отсутствием четких ремиссий. 3., возникающее на фоне врожденного отягощения и без видимых внешних воздействий, имеет менее благоприятный прогноз, частые рецидивы.

Лечение. Медикаментозное лечение направлено на снятие судорожного синдрома, повышенного тонуса мышц речедвигательного аппарата (платифиллин, баклофен, мидокалм, меллерил, амизил, амедин, дифенин в возрастных дозировках), предусматривает воздействие на психоэмоциональную сферу (фенибут, реланиум, пантогам, пирацетам, седативные и тонизирующие микстуры). Лечебно-педагогическая программа включает: гимнастику речи (система упражнений для дыхания, голоса, артикуляции, различных форм речи) и психотерапевтические мероприятия (создание соответствующих условий, окружающих больного; воздействие на настроение больного, воспитание здоровой установки на свой недостаток и социальную среду, внушение словом в бодрствующем состоянии и во сне, самовнушение - аутогенная тренировка). Логопедическая работа проводится во время групповых и индивидуальных занятий по развитию общей и речевой моторики, нормализации темпа, ритма дыхания и речи, активизации речевого общения. В случае необходимости проводят занятия по развитию слухового внимания, фонематического восприятия, коррекцию нарушений звукопроизношения, расширение пассивного и активного словаря, совершенствование грамматического оформления фразы. Организуют дополнительные логоритмические занятия - двигательные, музыкально-речевые, ритмические и др.

Б. Лeбeдeв и др.

Вся информация в разделе: Неврология, заболевания нервной системы