Центр Креативных Технологий

Гемиплегия

Односторонний паралич (парез), при котором страдают преимущественно верхняя конечность. Иногда поражение руки настолько доминирует, что создается впечатление о монопарезе. У большинства больных гемипарез становится очевидным уже в первые месяцы жизни. У части детей он может проявиться позже, в результате травмы или инфекционного заболевания. В этом случае его обозначают как инфантильную гемиплегию и выделяют из группы ДЦП. При гемиплегии как форме ДЦП рука больного приведена к туловищу, согнута в локтевом суставе, а при длительном процессе и сильной выраженности спастичности мышц может развиться контрактура. Конечности на пораженной стороне, в том числе их костная основа, бывают короче и тоньше. Сухожильные и надкостничные рефлексы высокие с обеих сторон, чаще выше на пораженной стороне. На этой же стороне или с двух сторон можно вызвать сгибательные и разгибательные стопные патологические рефлексы и клонусы. На стороне поражения обычно выявляется недостаточность VII и XII пар черепных нервов, брюшные рефлексы могут отсутствовать или быть сниженными. Иногда удается отметить на этой же стороне легкое снижение чувствительности и гомонимную гемианопсию. В пораженных конечностях обнаруживаются синкинезии, а иногда и гиперкинезы, например атетоз, большие судорожные припадки или джексоновские судороги (весьма характерная особенность) .

При трудности разграничения одного синдрома от другого говорят о смешанных, комбинированных формах ДЦП.

Сопутствующие ДЦП нарушения: умственная отсталость, судорожный синдром, речевые расстройства. Умственная отсталость наблюдается у 60-75 % больных (наиболее часто встречается при двойной гемиплегии и редко при гиперкинетических формах ДЦП). Судорожный синдром часто отмечается при спастической диплегии и гемиплегии (судороги в основном генерализованного характера), а при гиперкинетических формах ДЦП почти не встречается. Речевые расстройства проявляются задержкой речевого развития, дизартрией, алалией (см.), речевым недоразвитием в связи с глухотой или выраженной тугоухостью, а также глубокой умственной отсталостью.

Диагностика ДЦП у ребенка дошкольного и школьного возраста не представляет трудностей. Она основывается на характере симптомов (спастичность, гиперкинезы, атаксия, высокие рефлексы, патологические рефлексы, часто отставание психического развития), наличие данных, свидетельствующих о перинатальной патологии и изучении динамики болезни (раннее начало, постепенное улучшение). У детей 1-го года жизни для постановки диагноза требуется наблюдение. В первые месяцы жизни церебральный паралич может быть заподозрен при наличии патологической постуральной активности и резко выраженных отклонений в становлении физиологических рефлексов.

Дифференцируют ДЦП от дегенеративных прогрессирующих заболеваний (появление первых признаков болезни спустя несколько месяцев или лет после рождения, постепенное ухудшение состояния, судороги, иногда наличие аналогичных заболеваний в семье), опухолей головного мозга (напряжение родничков, расхождение швов, застойное полнокровие сосудов глазного дна, беспокойство, рвоты и др.).

В целях профилактики ДЦП, особенно его тяжелых форм, необходимо проводить лечение детей с перинатальной патологией нервной системы (см.). Это способствует уменьшению числа больных ДЦП и одновременно смягчает тяжесть заболевания. В первые месяцы жизни при наличии неврологических изменений, которые дают основание думать об угрозе ДЦП, проводят массаж и лечебную гимнастику, осуществляют стимуляцию психического и предречевого развития. Назначают точечный массаж, воздействуя на круговую мышцу рта и другие мышцы артикуляционного аппарата, стимулируя рефлекс сосания, поисковый, ротоголовной. Применяют специальный массаж языка.

Лечение ДЦП начинают с момента установления диагноза и проводят в течение всей жизни. Терапия носит компенсаторно-восстановительный, комплексный характер. Она включает ЛФК, массаж, стимуляцию психического и речевого развития, физиотерапевтические процедуры в комплексе с лекарственными препаратами стимулирующего, противосудорожного, успокаивающего действия. Цель ЛФК - восстановление врожденных двигательных рефлексов, подавление патологических тонического шейного и лабиринтного рефлексов, патологических синкинезий, порочных установок конечностей, воспитание установочных рефлексов и произвольной моторики. Перед гимнастическими упражнениями проводят точечный массаж для расслабления мышц. На протяжении 2-3 лет жизни у ребенка воспитывают первые элементы стереогноза, праксиса, пространственного расположения окружающих предметов. Препаратами стимулирующего действия являются аминалон, пирацетам, церебролизин, энцефабол, экстракт алоэ, витамин B12, префизон, пирогенал, лечение которыми проводят курсами. При гиперкинетических формах ДЦП назначают циклодол, рединол, L-ДОФА, витамин В6. Показаны также АТФ, оксазил, дибазол, галантамин и др. Из физиотерапевтических процедур при ДЦП используют электрофорез 2,4 % раствора эуфиллина и 10 % раствора хлорида кальция (в виде воротника по Щербаку), импульсный ток, токи Бернара, синусоидальные модулированные токи. Благотворное влияние на детей оказывают хвойные и морские ванны, аппликации озокерита (при развитии контрактур). Детям в возрасте старше 2-3 лет показано санаторно-курортное лечение.

Прогноз неблагоприятен при тяжелых формах ДЦП, которые сопровождаются микроцефалией, значительным поражением интеллектуальной сферы, судорожным синдромом. Чем раньше начинают лечение, тем лучше его результаты, хотя полного восстановления моторики у ребенка удается добиться в редких случаях.

Б. Лeбeдeв и др.

Вся информация в разделе: Неврология, заболевания нервной системы