Центр Креативных Технологий

Алалия сенсорная

Характеризуется нарушением понимания речи вследствие нарушения работы речеслухового анализатора, что возникает при преимущественном поражении височной доли доминантного полушария большого мозга и приводит к недостаточному анализу и синтезу звуковых раздражителей. Ребенок слышит, но не понимает обращенную к нему речь, вследствие чего у него не развиваются слухоречевые дифференцировки в воспринимающем механизме речи. У детей с А. сенсорной голос нормальный, они продуцируют звуки и слова с нормальными модуляциями и интонациями, но отсутствие понимания речи приводит к отсутствию или искаженности собственной речи. В тяжелых случаях у безречевого непонимающего ребенка отмечаются двигательное беспокойство, выраженные трудности поведения. Дети пользуются для общения жестами, мимикой, модулированным лепетом, слушают музыку, избирательно относятся к мотивам. Лепет перерастает в активную речь, искаженную в звуковом и структурном отношении, понимание смысла слов затруднено. Отмечаются фрагментарность речи, повышенная речевая активность на фоне пониженного внимания к речи окружающих и отсутствия контроля за своей речью. А. сенсорная "изолированная" встречается сравнительно редко. Из-за первично нарушенной экспрессивной речи при А. оказывается недостаточно развитым и понимание, отмечаются и обратные соотношения. При преимущественно А. сенсорной психолого-педагогическая коррекция направлена на восприятие словосочетаний и фраз путем мимики и жестов вначале на обиходно-бытовом уровне (например, выполнение инструкций типа "открой дверь", "достань книгу" и др., а затем более сложных логико-грамматических конструкций).

Б. Лeбeдeв и др.

Вся информация в разделе: Неврология, заболевания нервной системы