Центр Креативных Технологий

Половое воспитание девушек

Своеобразие пубертатного периода (12-16 лет) заключается в том, что девочка испытывает гамму психосексуальных переживаний на фоне значительных преобразований во всем организме: бурного развития вторичных половых признаков, становления менструальной функции, напряженной деятельности нервной, эндокринной и иммунной систем.

В начале этого периода девочке присущи платонические мечты, фантазии. Ей приятно принимать ухаживание, знаки внимания. Более интимные контакты не представляются обязательным. Постепенно формируется платоническое либидо, направленное на идеальный образ поклонника, рыцаря, принца. Умелые соблазнители хорошо пользуются этой романтической особенностью.

На смену приходят эротические фантазии: приемлемыми становятся поцелуи, эротические ласки. После этого формируется эротическое либидо. Вследствие некоторой гиперсексуальности (менее выраженной, чем у мальчиков-подростков), неопытности в отношениях с мужчинами, неосвоенности "азбуки любви", она может (сама того не подозревая) сделаться объектом половых посягательств. Взрослые должны помочь ей отработать стереотип поведения, обезоруживающий потенциального насильника.

В переходный период сексуальности (16-26 лет) приходит пора сексуальных фантазий, причем, вначале воображение может подсказывать сцены гомосексуальной окраски. Могут вспыхнуть особенно теплые чувства (влюбленность) по отношению к однокласснице, учительнице и др. От окружающих зависит, чтобы естественная временная юношеская гомосексуальность не зафиксировалась насмешками, обсуждением, самоукорами.

Эпизоды мастурбации также характерны для переходного периода и имеют цель снять половое напряжение. К этому же сроку относится начало половой жизни и формирование порога приемлемости. Для 40 процентов девушек первый опыт половой близости относится к возрасту 16-19 лет. Характерно также разнообразие форм близости вследствие попыток экспериментирования. Возрастает опасность стать жертвой сексуального насилия.

В период зрелой сексуальности (старше 25-26 лет) перемены в психосексуальном плане продолжаются, однако, уже не столь быстро. Характерна большая стойкость привязанностей, упорядоченность половых связей, определенность режима и устойчивость форм половой близости. Отношения приобретают более глубокую эмоциональную окраску.

Понятно, что границы периодов и их основное содержание в значительной степени условны и индивидуально вариабельны. Знание перечисленных периодов сексуальности позволяет врачам, педагогам, родителям учитывать эту динамику для выбора адекватных воспитательных приемов.

Основное содержание, вкладываемое в половое воспитание девочки, сводится к культивированию тех качеств личности, которые на данном историческом этапе принято считать присущими представительницам женского пола: доброта, отзывчивость, способность сопереживать, самоотверженность, уступчивость, хозяйственность, аккуратность, трудолюбие, умение вести дом, желание воспитывать детей, стремление создавать семью, легкость в общении, кокетливость и др. (на основании анкетирования юношей).

В то же время несколько иное содержание вкладывается в понятие половое образование. Здесь большое место отводится вопросам интимной гигиены, профилактике гинекологических заболеваний, технике половой близости, вариантам сексуального поведения, проблеме контрацепции, профилактике инфекций, передаваемых половым путем. Следовательно, многие вопросы несут чисто медицинскую направленность, т.е. находятся в компетенции именно медиков, психосексологов.

Часто выделяют еще понятие "половое информирование", как начальная, более упрощенная стадия реализации полового образования. Между половым воспитанием (ПВ) и половым образованием (ПО) есть много точек соприкосновения, их объединяет общая сверхзадача - максимально подготовить ребенка, подростка к "взрослой жизни", наращивая возможности адаптации к ней.

Проблемы нравственного и полового воспитания подростков чрезвычайно многообразны. Они включают вопросы гигиены девушек во время менструации, профилактику раннего начала половой жизни и неожиданной беременности.

O.Линeвa, B. Пaвлoв

Вся информация в разделе: Акушерство и гинекология