Центр Креативных Технологий

Транспортировка больного с травмой позвоночника и спинного мозга

Транспортировка больного с травмой позвоночника и спинного мозга должна осуществляться только при наличии иммобилизации. Для иммобилизации при переломах грудного и поясничного отделов позвоночника для транспортировки с места травмы в стационар пользуются жесткими носилками и различного рода щитами, на которые больного укладывают на спину или на живот. Во избежание смещения отломков позвонков и дополнительного повреждения спинного мозга не следует транспортировать больного в положении на боку. Очень важным моментом при оказании помощи больному с травмой позвоночника и спинного мозга является бережная укладка его на носилки. Поднимать больного и перекладывать на носилки необходимо сразу, в один прием, при помощи 3 - 5 человек, обязательно поддерживая голову (особенно при травме в шейном отделе). Нежелательно повторное, тем более многократное перекладывание пострадавшего. Идеалом в практической деятельности скорой помощи должно быть правило: больной с травмой позвоночника и спинного мозга должен быть уложен на носилки лишь один раз; второе перекладывание допустимо только в постель с операционного стола. При травме позвоночника и спинного мозга в поясничном и грудном отделах при наличии щита более атравматично транспортировать больного в положении на спине, а при отсутствии щита - в положении на животе. Транспортировка больного с травмой в шейном отделе позвоночника должна осуществляться в положении на спине независимо от наличия щита.

Хорошей иммобилизующей способностью при травме позвоночника и спинного мозга обладает специальный матрац-носилки, изготовленный из плотной прорезиненной ткани и заполненный мелкими гранулами из пенополистирола. Тело пострадавшего погружается в матрац, и при создании вакуума в матраце последний приобретает деревянистую плотность, повторяя рельеф тела. Наибольшие трудности встречаются при необходимости иммобилизации шейного отдела позвоночника. Применяемые для этого различного рода проволочные и деревянные шины, гипсовые лонгеты не обеспечивают достаточной иммобилизации, а иногда в момент их наложения происходят повторное смещение костных отломков позвонков и дополнительная травма спинного мозга.

При повреждении шейного отдела позвоночника наиболее эффективна иммобилизация транспортной шиной Е. И. Бабиченко. В основе этой шины лежит способ вытяжения за голову при помощи петли Глиссона с противоупором в области надплечья.

Больные с чисто спинальной травмой транспортируются в нейрохирургический стационар, а при сочетанной травме - в широкопрофильное лечебное учреждение.

Под ред. В. Михайловича

Вся информация в разделе: Неотложные состояния в медицине