Центр Креативных Технологий

Транспортная иммобилизация при травмах

Иммобилизация применяется при переломах костей, повреждениях суставов, нервов, обширных повреждениях мягких тканей, воспалительных процессах в конечностях, ранении крупных сосудов и обширных ожогах. Иммобилизация при повреждениях бывает транспортной и лечебной.

Транспортная иммобилизация, или иммобилизация на время доставки больного в стационар, несмотря на то, что является временной мерой, имеет существенное значение как для жизни пострадавшего, так и для дальнейшего течения и исхода повреждения. Она осуществляется посредством специальных шин, шин, изготовленных из подручных материалов, или путем наложения повязок.

Транспортные шины делятся на фиксирующие и сочетающие фиксацию с вытяжением.

Из фиксирующих шин наибольшее распространение получили фанерные, проволочно-лестничные, дощатые, картонные, пневматические; к шинам с вытяжением относят шины Томаса - Виноградова и Дитерихса. При транспортировке на большие расстояния пользуются также временными гипсовыми повязками.

Так как на месте происшествия не всегда оказываются шины для транспортной иммобилизации, приходится пользоваться подручным материалом или импровизированными шинами. Для этого можно использовать палки, дощечки, куски фанеры, картона, зонтики, лыжи, плотно скатанную одежду и др.

Можно также прибинтовать верхнюю конечность к туловищу, а нижнюю - к здоровой ноге (так называемая аутоиммобилизация).

Основные принципы транспортной иммобилизации:

  1. шина обязательно должна захватывать два, а иногда (нижняя конечность) и три сустава;
  2. при иммобилизации конечности необходимо по возможности придать ей физиологическое положение, а если это невозможно, то такое положение, при котором конечность меньше всего травмируется;
  3. при закрытых переломах необходимо до окончания иммобилизации произвести легкое и осторожное вытяжение поврежденной конечности по оси;
  4. при открытых переломах вправление отломков не производится, накладывают стерильную повязку и конечность фиксируют в том положении, в котором она находилась в момент повреждения;
  5. при закрытых переломах снимать одежду с пострадавшего не нужно;
  6. нельзя накладывать жесткую шину прямо на тело, необходимо подложить мягкую подстилку;
  7. во время перекладывания больного с носилок поврежденную конечность должен держать помощник;
  8. надо помнить, что неправильно выполненная иммобилизация может принести вред в результате дополнительной травматизации. Так, недостаточная иммобилизация закрытого перелома может превратить его в открытый и тем самым утяжелить травму и ухудшить ее исход.

Под ред. В. Михайловича

Вся информация в разделе: Неотложные состояния в медицине