Центр Креативных Технологий

Методы систематизированного поиска

Ко второй группе относятся методы систематизированного поиска решений.

Здесь в первую очередь следует отметить, так называемые, "Списки контрольных вопросов". Разработано множество различных списков вопросов, но все они, несмотря на их отличия, преследуют одну цель - посредством ответов на вопросы, направить ход мысли по направлению к наиболее сильным решениям. Специально подобранные вопросы требуют таких ответов, которые позволяют лучше уяснить проблему и условия ее решения, "подсказывают" возможные пути решения, помогают преодолевать психологическую инерцию. Контрольные вопросы составляются на основе опыта решения схожих задач. Они могут использоваться при совершенствовании производства, продукции, организационных структур, для выявления ошибок при поиске решений различных проблем. Вот пример списка контрольных вопросов.

  1. Какова основная функция узла (детали)?
  2. Что представляет собой идеальный узел (деталь)?
  3. Что будет, если убрать данный узел (деталь)?
  4. Какие функции выполняет данный узел (деталь), нельзя ли часть из них сократить?
  5. Как иначе можно выполнить основную функцию?
  6. В какой отрасли техники наилучшим образом выполняется данная функция и нельзя ли позаимствовать решение?
  7. Можно ли разделить узел (деталь) на части? Можно ли отделить слабое звено? Можно ли объединить несколько узлов? Можно ли разборные соединения сделать неразборными и наоборот?
  8. Можно ли неподвижные детали сделать подвижными и наоборот?
  9. Нельзя ли поменять последовательность операций или исключить предварительные сборочные и обработочные операции?
  10. Нельзя ли использовать вредные факторы и функции?
  11. Какие дополнительные функции может выполнять данный узел?
  12. Где в детали (узле) заложены излишние запасы? Как их сократить?

План действий при использовании контрольных вопросов может быть следующим:

  1. Уточнить проблему.
  2. Выбрать список контрольных вопросов, наиболее соответствующих характеру решаемой проблемы.
  3. Последовательно рассмотреть каждый вопрос списка, пытаясь использовать заложенную в нем информацию для решения проблемы.
  4. Фиксировать все возникающие идеи и дополнительную информацию, которую необходимо привлечь к процессу поиска.

Результатом использования списков может быть целый спектр оригинальных решений или переосмысление проблемы и формулирование ее с других позиций с целью дальнейшего поиска решений.

Другим известным методом систематизированного поиска новых идей является морфологический анализ, предложенный швейцарским астрофизиком Цвикки. Морфологический анализ основан на построении таблицы, в которой перечисляются все основные элементы, составляющие объект и указывается возможно большее число известных вариантов реализации этих элементов. Комбинируя варианты реализации элементов объекта, можно получить самые неожиданные новые решения. Последовательность действий при этом следующая:

  1. Точно сформулировать проблему.
  2. Определить важнейшие элементы объекта.
  3. Определить варианты исполнения элементов.
  4. Занести их в таблицу.
  5. Оценить все имеющиеся в таблице варианты.
  6. Выбрать оптимальный вариант.

Однако для сложных объектов, имеющих большое число элементов, таблица становится слишком громоздкой. Появляется необходимость рассмотрения огромного числа вариантов, большая часть которых оказывается лишенной практического смысла, что делает использование метода слишком трудоемким.

К методам систематизированного поиска новых идей следует отнести также функциональный анализ. Основной идеей функционального анализа является абстрагирование от предметного рассмотрения объекта. Рассматривается не объект, а его функции, как правило, направленные на потребителя. При этом осуществляется поиск других, отличных от используемых в объекте, вариантов реализации функций. Этот метод позволяет находить более дешевые и эффективные варианты построения объекта. Функциональный анализ является одним из основных элементов метода ФСА (функционально - стоимостного анализа) -эффективного метода достижения конкурентных преимуществ продукции, который сейчас широко применяется в США, Японии и других развитых странах.

Методы активизации поиска...