Центр Креативных Технологий

Целостность как признак системы

Одним из важнейших свойств любой системы любого уровня, как известно, является её целостность. Согласно материалистической диалектики, целостность понимается как "принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих её элементов и невыводимость из последних свойств целого".

В отличие от материалистической диалектики, которая объясняет несводимость целого к сумме частей наличием новых свойств и отношений, возникающих при интеграции частей в целостной системе, идеалистические доктрины целостности вводят некоторые особые факторы целостности, существующие помимо блока составных частей.

Это понимание целостности базируется на высказанной Г. Дришем идее о том, что образование организма и особенно его способность к саморегуляции не может быть простым следствием материальной причины (т.е. веществ, образующих яйцеклетку). Таким образом, делается вывод, что материальная структура не может детерминировать саморегулирующееся развитие зародыша, и подвергается сомнению возможность существования такой материальной структуры. Поэтому вынуждены допустить существование идеального фактора целостности, аналогичного "энтелехии", но присущего самому организму (Марксистско-ленинская диалектика, т. 5, Диалектика живой природы, 1981, с. 104).

Отношение к целостности в холизме

Так, холизм предполагает, что носителем всех органических свойств является чувственно воспринимаемое материальное поле, остающееся постоянным при всех органических изменениях. Целое трактуется в холизме как высшее философское понятие, синтезирующее в себе объективное и субъективное, оно провозглашается "последней реальностью универсума".

Согласно холизму, высшая конкретная форма органической целостности - человеческая личность. Придавая мистический характер целостности, холизм считает его непознаваемым.

Отношение к целостности в идеализме

Идеалистические доктрины целостности, как это было показано многими философами и естествоиспытателями, носят в целом метафизический и ненаучный характер. Гносеологическим причины возникновения современных идеалистических концепций "биологического" идеализма, аналогичны причинам "физического" идеализма, которые в своё время были вскрыты Лениным.

В современной биологии происходит крутая революционная ломка основных теоретических концепций, связанная с более глубоким проникновением в сущность жизни и её материального носителя - живой материи.

В настоящее время особенно резко сказалось ограниченность механистического материализма, не способного выразить качественную специфику биотической организации, возросла потребность в диалектико-материалистический обобщениях.

Однако некоторые естествоиспытатели, которые находятся под влиянием идеалистических и религиозных представлений, не смогли перейти от метафизического материализма к диалектическому. В этих условиях идеализм, в котором традиции "биологического" идеализма всегда были сильны, попытался выступить как альтернативой мистическому материализму.

Научная критика идеалистических доктрин целостности развивалась по мере того, как складывались научные представления о функции управления, об управляющих системах и по мере накопления знаний о материальных механизмах регуляции.

Существенную роль в естественно-научным опровержение идеалистических доктрин целостности сыграли кибернетика, молекулярная биология, экспериментальная морфология и физиология. Развитие кибернетики показало, что гармонический характер органического целого доступен точному и объективному естественнонаучному анализу. Молекулярная биология доказала теоретическую несостоятельность основной идеи организмистов об отсутствии материальных структур, детерминирующих саморегуляцию целостных биологических систем.

Отношение к целостности в материализме

Первостепенную роль в научной критике методологических оснований идеалистических доктрин целостности играет материалистическая диалектика. Как неоднократно подчеркивали современные философы марксисты, идеалистические концепции, предписывающие организму сверхматериальную целостность, ошибочны, поскольку они игнорируют диалектическое взаимодействие целого и его частей.

Предлагая в качестве объяснения сложно координированной организации саму эту организацию, то есть целостность, представители идеалистической доктрины целостности попадают в логический круг: в качестве средства объяснение выступает то, что нуждается в объяснении. Поэтому одностороннее подчеркивание целостного характера организма не является научным.

Л.И. Королева-Мунц

Развитие системных представлений в науке, подробнее...