Центр Креативных Технологий

Сильные и слабые стороны организации

Изучение внутренней среды направлено на уяснение того, какими сильными и слабыми сторонами обладает организация. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны - это предмет пристального внимания со стороны руководства, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них.

Дж. Пирсом и Р. Робинсоном (Реагсе and Robinson, p. 186-187) был выделен набор ключевых внутренних факторов, которые могут быть источником как силы, так и слабости организации. Анализ этих факторов позволяет составить комплексное представление о внутренней среде организации и о ее слабых и сильных сторонах. Ниже приводится перечень этих факторов и ключевых вопросов для их анализа.

Анализ сильных и слабых сторон организации

Кадры

Факторы:

  • Управленческий персонал;
  • Мораль и квалификация сотрудников;
  • Совокупность выплат работникам в сравнении с аналогичным показателем у конкурентов и в среднем по отрасли;
  • Кадровая политика;
  • Использование стимулов для мотивирования выполнения работы;
  • Возможность контролировать циклы найма рабочей силы;
  • Текучесть кадров и прогулы;
  • Особая квалификация сотрудников;
  • Опыт.

Вопросы для анализа:

  • Какой стиль управления использует высшее руководство;
  • Что является доминантой в системе ценностей высшего руководства;
  • Как долго высшие руководители находятся на своих позициях и как долго они собираются оставаться в организации;
  • Насколько квалификация менеджеров среднего уровня позволяет им справляться с вопросами планирования и контроля, относящимися к календарному графику действий, снижению издержек и повышению качества;
  • Соответствует ли квалификация персонала организации ее текущим и будущим задачам;
  • Каково в общем расположение работников и каковы мотивы их работы в организации;
  • Какова политика оплаты труда в организации по сравнению с другими организациями аналогичного профиля.

Организация общего управления

Факторы:

  • Организационная структура;
  • Престиж и имидж фирмы;
  • Организация системы коммуникаций;
  • Общая для всей организации система контроля эффективность и использование);
  • Организационный климат, культура;
  • Использование систематизированных процедур и техники в процессе принятия решений;
  • Квалификация, способности и интересы высшего руководства;
  • Система стратегического планирования;
  • Внутриорганизационная синергия (для многоотраслевых фирм).

Вопросы для анализа:

  • Четко ли распределены в организации права и обязанности;
  • Существует ли в организации практика снижения управленческих издержек;
  • Эффективно ли взаимодействие различных структурных подразделений в процессе достижения целей организации.

Производство

Факторы:

  • Стоимость сырья и его доступность, отношения с поставщиками;
  • Система контроля запасов, оборот запасов;
  • Местонахождение производственных помещений, расположение и использование мощностей;
  • Экономия от масштаба производства;
  • Техническая эффективность мощностей и их загруженность;
  • Использование системы субконтрактирования;
  • Степень вертикальной интеграции, чистая продукция и прибыль;
  • Отдача от использования оборудования;
  • Контроль за процессом изготовления продукта;
  • Проектирование, составление графика работы;
  • Закупка;
  • Контроль качества;
  • Сравнительная по отношению к конкурентам и средней по отрасли величина издержек;
  • Исследования и разработки, инновации;
  • Патенты, торговые марки и аналогичные правовые формы защиты товара.

Вопросы для анализа:

  • Соответствуют ли производственные мощности конкурентным требованиям сегодняшнего дня, являются ли они самыми современными или же они уже морально устарели;
  • Насколько эффективно используются производственные мощности, есть ли недозагрузка и существуют ли возможности для расширения производственной базы;
  • Какова отдача от исследований и разработок;
  • Приводят ли НИР к созданию принципиально новых продуктов.

Маркетинг

Факторы:

  • Номенклатура товаров (услуг) и потенциал расширения;
  • Жизненный цикл основных продуктов;
  • Каналы распределения: число, охват и контроль;
  • Организация сбыта: знание потребностей покупателей;
  • Имидж, репутация и качество товара (услуги);
  • Продвижение товаров на рынок и их реклама;
  • Ценовая политика;
  • Процедуры установления обратной связи с рынком;
  • Развитие новых продуктов, услуг и рынков;
  • Послепродажное обслуживание и отслеживание проданного товара;
  • Отношение к марке.

Вопросы для анализа:

  • Какова ценовая политика организации, является ли она ценовым лидером или ценовым последователем;  Какую долю рынка и насколько твердо удерживает организация, каковы тенденции в изменении ее доли рынка;
  • Имеются ли возможности для выхода на рынок с новыми продуктами и для освоения новых рынков;
  • Обеспечивают ли организацию проводимые ею исследования рынка необходимой информацией, позволяющей ей ориентировать свою деятельность на запросы покупателей.

Финансы и учет

Факторы:

  • Возможность привлечения краткосрочного капитала;
  • Возможность привлечения долгосрочного капитала;
  • Стоимость капитала по сравнению со средней отраслевой и стоимостью капитала у конкурентов;  Отношение к налогам;
  • Отношение к хозяевам, инвесторам, акционерам;
  • Возможность использования альтернативных финансовых стратегий;
  • ".Рабочий" капитал: гибкость структуры капитала;
  • Эффективный контроль за издержками, возможность снижения издержек;
  • Система учета издержек, составления бюджета и планирования прибыли.

Вопросы для анализа:

  • Каковы тенденции в изменении финансовых показателей деятельности организации;
  • Какой процент прибыли обеспечивается отдельными подразделениями;
  • Достаточно ли осуществляется капитальных затрат для того, чтобы обеспечить будущие производственные потребности;
  • Относятся ли финансовые институты с должным уважением к руководству организации;
  • Обеспечивает ли менеджмент агрессивную и базирующуюся на глубоких знаниях налоговую политику.

O. Bиxaнcкий

Стратегическое управление...