Центр Креативных Технологий

Исторический путь развития управленческой мысли

В широком смысле, управление является неотъемлемым атрибутом любой системы (биологической, технической, социальной). Этот атрибут обеспечивает ее сохранение, развитие, упорядочение и достижение целей. Формирование специфической области научных знаний об управлении началось в конце XIX в. начале XX в.

Историческим толчком для появления управленческих теорий, стал переход от присваивающего хозяйства (охота, собирательство) к принципиально новым формам получения продукта, путем их производства (т.е. производящая экономика), в результате чего стали формироваться древнейшие цивилизации (Северный Ирак, Палестина) в 10-8 тыс. лет до н.э.

Гордон Чайлд назвал этот толчок "Неолитическая революция". В течение этого процесса сформировались мощные государства, которые не мыслили себя без жесткой управленческой деятельности (фараоны Др. Египта).

Сократ (теоретик управления в Др. Греции) считал, что основой управления являются знания и умения навязать свое мнение другому человеку. Он анализировал различные формы правления. Его взгляды продолжили Платон, Аристотель. Проблемы управления также рассматривали Фома Аквинский, Аврелий Августин. В дальнейшем, в средние века, эпоху нового времени, эпоху Возрождения концепции управления формировались в социальных утопиях Томаса Мора, Томаза Кампанеллы и Николо Макиавелли. Самые знаменитые произведения - "Государь", "Искусство войны".

Проблемами управления в XIX - XX в.в. занимались Сперанский, Витте, Столыпин, Мордвинов, а после Октябрьской революции - Богданов, Бухарин, Гастев.

На Западе проблемами управления начал заниматься американский инженер, "отец научного менеджмента" Тейлор (1856-1915). Заслуга Тейлора в том, что он развил научное управление в 4-х областях:

  • нормирование (любой труд можно структурировать и измерить);
  • исследование соотношений времени и задач (любой труд можно оценить);
  • систематический отбор обучения кадров;
  • денежные стимулы (вознаграждение за результат, а не за саму деятельность как таковую).

Система Тейлора называлась - "система выжимания пота".

В Европе проблемами управления начал заниматься практик, предприниматель, директор крупного предприятия, автор книги "Общее промышленное управление" Анри Файоль, который создал "теорию администрации". Он ввел 6 основных операций, присущих всем предприятиям:

  • технические (производство и обработка);
  • коммерческие;
  • страховые;
  • учетные;
  • административные;
  • финансовые (привлечение средств в распоряжение ими).

Анри Файоль выделил 5 основных управленческих операций:

  • предвидеть;
  • организовывать;
  • распоряжаться (заставлять персонал работать);
  • координировать (связывать, объединять);
  • контролировать.

Заслуга А.Файоля в том, что он подчеркивал, что административное управление воздействует не только на персонал, в отличие от других видов управления, но и на различные социальные группы.

Он выделил 14 принципов административного управления:

  1. разделение труда;
  2. власть;
  3. дисциплина;
  4. единство распорядительства или командования;
  5. единство руководства;
  6. подчинение частных интересов общим;
  7. вознаграждение;
  8. централизация;
  9. иерархия;
  10. порядок;
  11. справедливость;
  12. постоянство состава персонала;
  13. инициатива;
  14. единение персонала.

К заслугам А. Файоля также необходимо отнести его высокое внимание социальному аспекту управления.

Социальная сущность управления в первую очередь заключается в том, что общество, а также все его подсистемы (экономическая, социальная, политическая, духовная) есть ни что иное как самоуправляемые социальные системы, т.е. они нуждаются в осуществлении управления изнутри.

Управленческая деятельность не ограничивается областью преобразования внешнего мира или самого человека, но нацелена, прежде всего, на развитие самой практической деятельности, в том числе и в социальной сфере.

Социальный аспект не требует дополнительных капитальных вложений, а лишь стимулирует деятельность на предприятии с помощью научных теорий (социальные соревнования, доска почета).

Управление собственным развитием, как в отношении единичной личности, так и социальной группы, общества в целом включает в себя формирование идеала будущего, идей образования, стандартов действий, воплощение которых в жизнь совпадает с теоретическим и практическим разрешением проблемы.

Управление должно содержать идеал победы, к которому стремятся все сотрудники предприятия.

Исходный пункт управленческой деятельности - это решения. Они направлены на осуществление низшей формы управления - регулирования.

Сущность регулирования заключается в том, что оно представляет собой процесс, посредством которого обеспечивается упорядоченное состояние и заданный уровень организованности данной системы.

Высшие формы управления включают в себя процессы, посредством которых данная система переводится из одного организационного состояния в другое.

Сущность управления определена американским социологом и экономистом Питером Друккером.

Управление - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу.

Управление является элементом социальных изменений и примером значительных социальных перемен.

Современный управляющий выполняет несколько взаимосвязанных социальных ролей:

  1. роль главного руководителя (официальный лидер, управление носит социально-правовой характер);
  2. роль лидера, ответственного за мотивацию и активизацию подчиненных (работает с людьми);
  3. роль приемника информации из внешней и внутренней среды и выступает распространителем информации среди сотрудников;
  4. роль представителя (на договорах, совещаниях);
  5. роль распределителя ресурсов;
  6. роль главного лица, ответственного за устранение недостатков и нарушений (получает выговор сверху и распространяет его на персонал);
  7. роль ответственного представителя организации на всех ответственных и важных переговорах.

B. Пoпoв

Социология управления, подробнее...