Центр Креативных Технологий

СФК - плохое название для любой внушительной системы

ЛАНС ИЛИ

Именно тут-то и приходит в голову прежде всего сравнивать структурирование функции качества с антиструктурализмом. Несмотря на очевидность такого сопоставления, инженеры фирмы Ford (Форд), в несколько меньшей степени фирм GM (Дженерал Моторз) и Chrysler (Крайслер), исследуют это структурирование функции качества (СФК), решая, что следовало бы учесть в одной неразрешимой задаче. Речь идет о том, как разрубить гордиев узел сложности и декомпозиции, опутывающий новое изделие и затрудняющий его проектирование и разработку.

А1 (журнал "Автомобильная промышленность" (США) недавно взял интервью у Акаси Фукухара - заместителя директора всеяпонской ассоциации контроля качества (CTQCA) и одного из главных авторитетов по СФК. Он сказал, что СФК - это формальное название, которое в 1972 г. группа профессоров японских колледжей дала неформальным стратегиям разработки новых продуктов, используемым рядом ведущих японских компаний. "Оно стало одним из подходов, который вы можете использовать в любой компании для гарантии отсутствия каких бы то ни было нестыковок в процессе разработки".

Единство под контролем

В любой организации может быть сколько угодно таких "нестыковок", порожденных самыми разнообразными причинами - от простого отсутствия связей, до вызванного амбициями состояния "на грани войны" или "набирания очков".

И это особенно важно в таких сложных системах, как проектирование автомобилей, поскольку здесь сплавлена огромная организация, призванная чутко реагировать и связанная единством цели в разработке изделий, удовлетворяющих быстроменяющиеся потребности рынка. (За подробностями о работе по СФК см. AI, июнь, 1987, р. 68- Ред.).

Сети системы оплетают различные отделы организации точно так же, как центральная нервная система, контролирующая действия и реакции человеческого тела. В этом смысле компания, ориентиророванная на использование СФК, получает способность реагировать на изменения рынка так, как если бы это был единый организм, с минимальными потерями от протекционизма и "политического" маневрирования.

"До СФК японские компании имели системы управления с объединением по вертикали",- говорит Фукухара, - "они создавали системы для разработки новых изделий, работающие внутри каждого структурного родразделения компании - в проектной части, в технологическом отделе и в цехах".

"СФК добавляет способность к горизонтальной интеграции благодаря разработке наглядных документов, которые в состоянии прочитать сотрудники из всех отделов компании. А это создает возможность обучения новых инженеров в Японии тому, что их очередной объект исследования - это их покупатель. Такой подход гораздо проще, чем попытки словесного объяснения с помощью писанины того, что легче увидеть и легко усвоить. В этом заключается одно из действительных преимуществ СФК",- говорит Фукухара.

Рука помощи

Для типичного американского производителя автомобилей вполне подходит аналогия с поговоркой, что, когда речь идет о методах разработки изделий, правая рука не ведает о том, что делает левая. Процесс СФК не только говорит правой руке, что ей делать, но он служит еще надежным руководством в тех аспектах разработки, которые касаются наиболее важного момента - учета желаний и стремлений покупателя - его "голоса".

Процесс СФК требует гораздо меньше времени и нуждается в существенно меньшем числе сотрудников, чем те, что используются сейчас американскими производителями автомобилей. Так, фирмы Toyota (Тойота) и Honda (Хонда) в состоянии производить новые автомобили каждые 3,5 года, в то время как "борцы из Детройта" выбрасывают на рынок новые товары лишь через 5 лет (да и то часто с провалами).

Оживление в США.

В приспособлении методов одновременного проектирования и производства американские производители автомобилей уже сделали первый шаг на пути к СФК. Работники промышленных предприятий теперь уже знают, готов ли проект для начала строительства, или недавно подписано задание на проектирование.

Правда, СФК приводит к огромному дальнейшему скачку при использовании данных маркетинга для систематического построения графика реальных желательностей всякого нового продукта. Одно из главных достоинств СФК заключается в том, что у компании появляется возможность прицельно использовать такие мощные средства, как методы планирования эксперимента Тагути, обходясь при этом без потерь.

Трудновыразимое, хотя и очевидное потенциальное преимущество СФК заключается в том, что появляется реальная возможность говорить о производителе, который не вкладывает в продукцию времени и денег, если это повредит качеству или надежности. И это может быть вообще один из наиболее ценных уроков СФК.

"СФК - плохое название для любой внушительной системы" и другие Статьи по методу СФК (РФК)