Центр Креативных Технологий

Налоговые проверки

Налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года их деятельности, непосредственно предшествующие году проведения проверки.

Таможенные органы проводят камеральные и выездные проверки в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

Кроме того проводятся:

  • встречные проверки в связи с проверкой деятельности другого налогоплательщика;
  • повторные выездные проверки, осуществляемые уже после проведенной выездной проверки налогоплательщика.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком (в течение 3-х месяцев со дня их представления), а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.

Выездная налоговая проверка может проводиться по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года более одной выездной налоговой проверки по одним и тем же налогам за один и тот же налоговый период. Выездная налоговая проверка, как правило, не может продолжаться более двух месяцев. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. Налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства налогоплательщика независимо от проведения проверок самого налогоплательщика. Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика.

При необходимости в ходе выездной проверки могут проводиться:

  • инвентаризация имущества налогоплательщика;
  • осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения (ст. 92 НК РФ);
  • выемка необходимых документов в случае отказа налогоплательщика предоставить запрашиваемые документы, при наличии достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены (ст. 93, 94 НК РФ);
  • экспертиза, назначаемая в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле (ст. 95 НК РФ).

Осмотр и выемка документов производятся в присутствии понятых.

При осмотре территорий, помещений, документов и предметов могут сниматься копии с документов, производиться фото- и киносъемка, видеозапись или другие действия, позволяющие зафиксировать осматриваемые объекты, а также ход осмотра. Согласия проверяемого лица для осуществления подобных действий не требуется.

О производстве осмотра составляется протокол. Лица, присутствовавшие при осмотре, вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол. Протокол об осмотре, составленный надлежащим образом, имеет доказательную силу при производстве по делу о налоговом правонарушении, а также при рассмотрении дела в суде.

Как правило, выездные проверки направлены в первую очередь на изучение документов налогоплательщика для сопоставления их с данными налоговой отчетности. Требование должностных лиц налогового органа о предоставлении документов может быть направлено не только проверяемым лицам, но и иным, у которых, по сведениям налоговых органов, находятся необходимые для осуществления налогового контроля документы (в рамках встречной проверки).

Отказ налогоплательщика или иного обязанного лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленный срок признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную Налоговым кодексом (ст. 126 НК РФ).

Выемка документов и предметов носит принудительный характер и производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа. Утвержденное руководителем (его заместителем) налогового органа постановление о выемке документов или предметов до начала выемки предъявляется лицам, у которых производится выемка.

Протокол выемки подписывается лицом, у которого осуществляется выемка, понятыми, другими участниками этих действий и должностным лицом налогового органа. Копия протокола выемки вручается под расписку лицу, у которого она была произведена (должностным лицам организации), или высылается по почте.

H. Kpyглoвa

Хозяйственное право...