Центр Креативных Технологий

Принципы определения цены

Для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

Налоговые органы вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в случаях:

  • совершения сделок между взаимозависимыми лицами;
  • товарообменных (бартерных) операций;
  • совершения внешнеторговых сделок;
  • отклонения более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

Если цены по сделке отклоняются в сторону повышения или понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены, исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.

ПРИМЕР. Предприятие А (доля участия в предприятии Б более 20 процентов) продает предприятию Б по договору купли-продажи товар по цене 100 руб. В тот же период рыночная цена на аналогичный товар составила 150 руб. Таким образом, отклонение цены по договору 100 руб. от рыночной цены 150 руб. составит более чем 20 процентов.

В целях налогообложения: для предприятия А выручка от реализации составит 150 руб.; для предприятия Б затраты по приобретению товара составят 100 руб.

В случае продажи товара по цене 200 руб. в целях налогообложения: для предприятия А выручка от реализации составит 200 руб.; для предприятия Б затраты по приобретению товара составят 150 руб.

При определении рыночной цены учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. В частности, учитываются скидки, вызванные:

  • сезонными или иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);
  • потерей товарами качества или иных потребительских свойств;
  • истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;
  • маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;
  • реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.

При отсутствии аналогичных товаров на рынке или отсутствии (недостаточности) информационных источников для определения рыночной цены товара могут использоваться расчетные методы: метод цены последующей реализации, затратный метод, метод разумной рентабельности. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что Налоговый кодекс не связывает определение рыночной цены с себестоимостью продукции, а использует понятие "затраты". В связи с этим предприятиям необходимо тщательно учитывать реальные затраты на подготовку производства товара, его производство и обращение (складирование, транспортирование, сбыт).

При реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством РФ для целей налогообложения, принимаются указанные цены (тарифы).

H. Kpyглoвa

Хозяйственное право...