Центр Креативных Технологий

Антимонопольные органы и их деятельность

Проведение государственной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции осуществляется федеральным антимонопольным органом,* который создает свои территориальные органы.

Основными задачами этих органов являются:

  • содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;
  • предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
  • государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

Сотрудники этих органов в целях выполнения возложенных на них функций имеют право беспрепятственного доступа в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также в коммерческие и некоммерческие организации и их объединения, в другие организации и учреждения и знакомства на основании письменного запроса с необходимыми документами, а также получения письменных и устных объяснений и другой информации с соблюдением ими коммерческой тайны.

Основными направлениями содействия развитию товарных рынков и конкуренции, поддержки предпринимательства и демонополизации, по которым федеральный антимонопольный орган разрабатывает свои рекомендации органам исполнительной власти, являются:

  • предоставление льготных кредитов, а также уменьшение налогов или освобождение от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на рынок определенного товара;
  • определение сфер применения свободных, регулируемых и фиксированных цен;
  • создание и развитие параллельных структур в сферах производства и обращения, в том числе за счет централизованных инвестиций и кредитов;
  • финансирование мероприятий по расширению выпуска товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;
  • привлечение иностранных инвестиций, создание организаций с иностранными инвестициями и свободных экономических зон;
  • лицензирование экспортно-импортных операций и установление таможенных тарифов;
  • определение видов деятельности, подлежащих лицензированию, и порядка их лицензирования.

Основными видами государственного контроля, осуществляемого антимонопольными органами, являются:

1. Контроль за созданием, реорганизацией, ликвидацией коммерческих организаций и их объединений, а именно за:

  • созданием, слиянием и присоединением объединений коммерческих организаций (союзов или ассоциаций);
  • слиянием и присоединением коммерческих организаций, если сумма их активов по последнему балансу превышает 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда;
  • ликвидацией и разделением (выделением) государственных и муниципальных унитарных предприятий, размер активов которых превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда, если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, доля которого на соответствующем товарном рынке будет превышать 35%, за исключением случаев, когда ликвидация осуществляется по вступившему в законную силу решению арбитражного суда.

Решения по этим вопросам подлежат согласованию с антимонопольными органами.

2. Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций.

С предварительного согласия федерального антимонопольного органа на основании ходатайства юридического или физического лица осуществляется:

  • приобретение лицом (группой лиц) акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 20% указанных акций (долей);
  • получение в собственность или пользование одним хозяйствующим субъектом (группой лиц) основных производственных средств или нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышает 10% балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, отчуждающего имущество;
  • приобретение лицом (группой лиц) прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа.

Предварительное согласие на осуществление указанных сделок требуется в случаях, если суммарная балансовая стоимость активов указанных лиц превышает 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда или одним из них является хозяйствующий субъект, внесенный в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%, либо приобретателем является группа лиц, контролирующая деятельность указанного хозяйствующего субъекта.

3. Принудительное разделение (выделение) коммерческих организаций и некоммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью.

В случае, когда такая организация занимает доминирующее положение и совершила два или более нарушений антимонопольного законодательства, федеральный антимонопольный орган вправе принять решение о принудительном разделении или выделении из ее состава одной или нескольких организаций на базе структурных подразделений, если это ведет к развитию конкуренции.

Такое решение принимается при наличии совокупности следующих условий:

  • возможности организационного и территориального обособления структурных подразделений организации;
  • отсутствия между ее структурными подразделениями тесной технологической взаимосвязи, в частности, если объем потребляемой юридическим лицом продукции (работ, услуг) ее структурного подразделения не превышает 30% общего объема производимой этим структурным подразделением продукции (работ, услуг);
  • возможности юридических лиц в результате реорганизации самостоятельно работать на рынке определенного товара.

H. Kpyглoвa

Хозяйственное право...