Центр Креативных Технологий

Привлекательность стратегической зоны хозяйствования (СЗХ)

Алгоритм оценки привлекательности СЗХ включает:

  • оценку темпов роста: для текущей стадии жизненных циклов и для последующей стадии;
  • оценку рентабельности: краткосрочную и долгосрочную;
  • оценку уровня будущей нестабильности внешней среды фирмы.

Для оценки будущей нестабильности проводится анализ внешней среды предприятия, на основании которого разрабатывается перечень возможностей и опасностей и экспертно оценивается сила факторов. Анализ внешней среды позволяет найти ответы на следующие вопросы:

  1. Какие возможности не используются и какие опасности не учитываются компанией?
  2. Какова значимость этих возможностей и опасностей?
  3. Что надо сделать, чтобы использовать наиболее значимые возможности и избежать сильных угроз?

Внешние факторы, с которыми имеет дело компания, относятся к таким сферам, как: экономика, политика, рынок, технология, конкуренция, международные отношения, социальная сфера.

Выделим наиболее важные факторы в каждой из этих сфер.

Экономические факторы:

  • темпы инфляции и дефляции;
  • уровень занятости населения;
  • реальность бюджетного баланса;
  • стабильность курса рубля;
  • уровень ставок по кредитам;
  • тенденция изменения тарифов на транспортные услуги и энергоресурсы;
  • налоговые ставки;
  • таможенная политика.

Политические факторы:

  • разделение полномочий федеральных и региональных органов власти;
  • жесткость государственного регулирования экономики;
  • льготные экономические режимы в регионах;
  • инвестиционная политика государства;
  • политика приватизации;
  • таможенные союзы государств СНГ.

Рыночные факторы:

  • форма рынка в заинтересованной сфере деятельности;
  • уровень и продолжительность жизненных циклов спроса;
  • интенсивность конкуренции;
  • цены на факторы производства;
  • доходы различных социальных групп;
  • динамика спроса и предложения;
  • антимонопольная политика;
  • преодолимость барьеров вхождения в рынок (уровень потенциальной конкуренции);
  • распределение долей товарного рынка между хозяйствующими субъектами;
  • стабильность рынка (по составу хозяйствующих субъектов).

Производственно-технологические факторы:

  • состояние производства на внешних для компании участках технологических цепей;
  • возможности новых технологических разработок;
  • уровень технологии конкурентов;
  • темпы обновления технологии;
  • состояние внешних звеньев системы развития;
  • наличие возможности быстрой конверсии деятельности и расширения производства у конкурентов.

Конкурентные факторы:

  • мотивы, которыми руководствуются хозяйствующие субъекты;
  • возможность рефлексивного воздействия со стороны конкурентов;
  • степень уязвимости конкурента;
  • готовность конкурента сочетать кооперативное и конкурентное поведение;
  • возможность усиления конкурентного статуса фирмы-конкурента;
  • сила защитной реакции конкурента;
  • скорость конкурентных реакций хозяйствующих субъектов на изменения на рынке;
  • имидж компании.

Международные факторы:

  • возможности и ограничения, вызванные деятельностью международных и региональных организаций (ВТО - Всемирная торговая организация; ОПЕК - Организация стран - экспортеров нефти; КОКОМ - Координационный комитет по экспортному контролю; ЕС - Европейское сообщество "общий рынок" и др.);
  • возможности и ограничения, вызванные экономическим союзом стран СНГ (в частности, условия поставок товаров);
  • изменения валютного курса и политических решений в странах, выступающих в роли инвестиционных объектов или рынков;
  • зарубежные стратегии защиты или расширения компаний или отраслей.

Социальные факторы:

  • социальная напряженность в обществе;
  • уровень предложения на рынке рабочей силы;
  • защита прав потребителей;
  • степень неравенства различных социальных групп;
  • активность профессиональных союзов в защите прав трудящихся.

H. Kpyглoвa

Хозяйственное право...