Центр Креативных Технологий

Мотивы кооперации в условиях конкуренции

С развитием рыночной экономики актуальным становится выбор альтернативы: конкуренция или кооперация? Возникновение такой альтернативы связано с "информационным взрывом", когда наиболее полно раскрывается потенциал совместных усилий. Если кооперация приносит каждой из сторон большую выгоду, чем та выгода, которая может быть принесена конкуренцией, очевиден выбор в пользу кооперации.

К настоящему времени проявилась тенденция сотрудничества российских предприятий, стремящихся выйти на мировой рынок, с зарубежными фирмами. Целями такого сотрудничества являются:

  • интеграция научно-технического и производственного потенциалов участников кооперации при создании сложной наукоемкой продукции и новых технологии, а также принципиально новых продуктов;
  • интеграция производственного и маркетингового потенциалов в интересах завоевания позиций на мировом рынке и проникновения на новые рынки.

Интеграция научно-технического и производственного потенциалов имеет место, когда:

  • каждый из партнеров обладает превосходством в создании той или иной подсистемы сложной системы, но не имеет превосходства в создании системы в целом;
  • одна из сторон воплотила научно-техническую идею в проекте или экспериментальном образце, но не может осуществить разработку технологии для опытной отработки и серийного производства ввиду низкого уровня своей технологической базы. Партнер способен создать нужную технологию и видит выгоду совместного производства новой продукции.

Интеграция производственного и маркетингового потенциала характерна для ситуаций, когда:

  • одна из сторон создала перспективный вид продукции и технологию его производства, но не имеет развернутой сети технического обслуживания у потребителя. Партнер имеет развернутую сеть обслуживания и может в короткое время задействовать ее под новый товар;
  • одна из сторон выпускает конкурентоспособную продукцию, но не может выйти на мировой рынок, так как не имеет известности. Торговая марка партнера широко известна.

Таким образом, в рыночной экономике возникает проблема, как совместить конкурентный и кооперативный типы научно-технического развития производства, каждый из которых имеет свои сильные и слабые стороны. Особенность российских условий в решении этой проблемы заключается в том, что в ближайшие годы вряд ли удастся создать информационные системы, характерные для постиндустриальной эпохи, и включиться в глобальную систему коммуникаций. В этих условиях решение проблемы будет носить ситуативный характер и определяться умением научно-производственных организаций устанавливать и развивать связи с возможными партнерами. Государственная научно-техническая политика создает широкий простор для международного сотрудничества в области научно-технической деятельности.

H. Kpyглoвa

Хозяйственное право...