Центр Креативных Технологий

Стратегия сертификации

Сертификация предполагает, что предприятие:

  • осуществляет эффективное управление качеством продукции на всех стадиях жизненного цикла продукции/технологии и обеспечивает стабильность параметров качества изготавливаемой продукции;
  • систематически проводит испытания своей продукции на соответствие требованиям стандартов и технических условий;
  • по результатам испытаний осуществляет мероприятия по устранению несоответствия параметров качества установленным требованиям;
  • совершенствует и реконструирует свою испытательную базу вместе с совершенствованием и реконструкцией технологической системы.

При соблюдении этих условий сертификация соответствия третьей стороной представляет собой гарантию качества и безопасности продукции. Кроме того, сертификация

стимулирует деятельность предприятия по обеспечению качества продукции и управлению качеством: предприятие не только должно подтвердить качество продукции испытаниями образцов, но и иметь эффективную систему качества. Оно должно быть готово в любое время к инспекционному контролю. Таким образом, сертификация включается в контур управления качеством.

На основании рассмотренных схем сертификации выделяются три стратегии сертификации, на которые может ориентироваться предприятие:

1. Формирование эффективной системы качества продукции и развитие собственной испытательной базы, интегрированной в технологическую систему, что обеспечивает стабильность и соответствие качества продукции установленным требованиям и позволяет декларировать соответствие качества выпускаемой продукции требованиям национальных и (или) международных стандартов, технических условий и технических регламентов.

Основными условиями реализации такой стратегии являются:

  • высокий научно-технический уровень производства и ориентация на стратегию лидерства в научно-техническом развитии производства;
  • доминирование собственных структур компании в системе развития производства;
  • высокий имидж компании на товарном рынке и в органах сертификации.

Преимуществами следования данной стратегии являются:

  • ее соответствие стратегии лидерства в научно-техническом развитии производства способствует повышению темпов развития компании;
  • ограничение ее зависимости от типа потребителя, комплектации продукции (система, подсистема, агрегат, узел, деталь и т. п.), деятельности компании на различных стадиях жизненного цикла технологии/спроса (монтаж у потребителя, техническое обслуживание и т. п.) придает системе сертификации свойства универсальности и гибкости;
  • включение процесса испытаний в технологическую систему обеспечивает повышенную стабильность параметров качества, позволяет существенно сократить продолжительность периода сертификации и практически исключает необходимость инспекционного контроля;
  • ответственное декларирование соответствия качества продукции требованиям стандартов (технических условий, регламентов) способствует повышению имиджа компании на рынке и в деловых кругах, что ведет к усилению ее позиций в конкуренции, росту курса акций, повышению прибыли на акцию и, в конечном итоге, к повышению стоимости компании.

Основной трудностью реализации рассматриваемой стратегии является потребность в значительных инвестициях для развития испытательной базы, встроенной в тех- . нологическую систему, и для совершенствования системы качества. Однако эта трудность вполне компенсируется преимуществами. Указанная стратегия соответствует сертификации по схеме Сб.

2. Ориентация в обеспечении соответствия продукции установленным требованиям и в обеспечении стабильности параметров качества на высокий уровень организации производства и эффективную систему качества при ограниченной собственной испытательной базе (что исключает возможность декларирования соответствия).

Основными условиями реализации такой стратегии являются: наличие эффективной системы качества, высокий уровень организации производства и труда, технически исправная и отрегулированная технологическая система, эффективный технический контроль.

Основным преимуществом этой стратегии является экономия на содержании собственной испытательной базы. Основными недостатками - невозможность реализовать преимущества первой стратегии, зависимость от организации работ по сертификации, повышенные расходы на оплату услуг. Данная стратегия соответствует сертификации по схеме С.5.

3. Если компания не подготовлена к реализации первой или второй стратегии, она выбирает одну из схем сертификации из числа С.1-С.4 (С.1а-С.4а).

H. Kpyглoвa

Хозяйственное право...