Центр Креативных Технологий

Целевые и программно-целевые подсистемы

В соответствии с декомпозицией главной цели деятельности предприятия в многоцелевой системе управления выделяется ряд целевых подсистем. Типичны следующие варианты состава целевых подсистем.

Вариант 1:

  1. Управление производственным процессом.
  2. Управление качеством продукции и маркетингом.
  3. Управление ресурсами: трудовыми, материальными, основными производственными фондами, объектами договорных обязательств (купля-продажа, прокат, аренда, лизинг), финансовыми ресурсами.
  4. Управление научно-техническим развитием производства.
  5. Управление социальным развитием трудового коллектива.
  6. Управление охраной окружающей среды (экологическое управление).

Вариант 2:

  1. Управление производственным процессом и факторами производства.
  2. Управление научно-техническим развитием производства и качеством продукции.
  3. Управление реконструкцией и строительством новых производств.
  4. Управление финансами и объектами договорных обязательств.
  5. Управление социальными программами.
  6. Управление охраной окружающей среды (экологическое управление).

Особенность варианта 2 состоит в том, что в подсистеме 1 совмещено управление процессом изготовления продукции и факторами, обеспечивающими этот процесс; в подсистеме 2 совмещены управление формированием качества продукции и управление факторами, обеспечивающими достижение необходимого уровня качества (научно-технического развития производства). В этом варианте управление маркетингом отнесено к функциональному управлению, поскольку оно связано с обеими указанными целевыми подсистемами. Управление социальным развитием организуется по принципу программно-целевого управления, что предполагает разработку целевых программ по важнейшим социальным проблемам компании.

Управление в каждой целевой подсистеме определяется объектом управления, его целями и показателями достижения целей, спецификой механизма управления, составом специальных функций управления и их распределением по функциональным подсистемам (головным органам управления), составом задач по каждой специальной функции и их распределением по органам управления, организацией взаимодействия органов управления в выполнении специальных функций управления, взаимодействием данной целевой подсистемы с другими целевыми подсистемами.

Характеристика объектов и целей управления в целевых подсистемах приводится в табл. 5.3.

Специальные функции. Основным структурным элементом многоцелевой системы управления является специальная функция - подфункция конкретной функции, ориентированная на определенную основную цель. В многоуровневых компаниях специальные функции могут дифференцироваться или распределяться по уровням структуры компании.

Взаимосвязь целевых подсистем. Система управления предприятием, как и сама производственная система, является целостно-обособленной. Целевые подсистемы взаимосвязаны. Эти связи реализуются в структуре СУ выделением многоцелевых специальных функций и горизонтальными взаимосвязями в функциональных подсистемах и подсистеме линейного руководства.

Управление научно-техническим развитием взаимосвязано со всеми целевыми подсистемами, поскольку цели этих подсистем достигаются при условии реализации основной цели научно-технического развития. Особо тесную связь управление развитием имеет с управлением качеством продукции и маркетингом, так как научно-технический уровень производства, безусловно, является главным фактором создания и изготовления высококачественной продукции. Через управление качеством продукции и маркетингом устанавливаются требования рынка к технологическому развитию производства; через новые товары новая технология получает рыночную поддержку и происходит технологический скачок.

Организационно интеграция управления научно-техническим развитием с управлением качеством продукции достигается объединением целевых подсистем 2 и 4 (вариант 1) или назначением единого руководителя этих целевых подсистем и единых головных исполнителей взаимосвязанных специальных функций.

Программное управление. В матричных структурах управления целевая направленность может приобретать форму "управления проектом" (программой). Программы создания, производства и реализации продукции имеют обычно маркетинговую направленность ("товар-рынок"). Как уже было сказано, такие программы разрабатываются применительно к сложным наукоемким видам продукции или применительно к комплексу продукции родственного назначения. Они обычно содержат задания по параметрам качества, объемам и срокам производства, предполагаемым темпам роста спроса на различных рынках, предполагаемой рентабельности, технической подготовке производства, развертыванию маркетинговой сети сбыта и сервисного обслуживания у потребителя и ряд других заданий.

Возможные варианты программ:

  1. Определенный товар для выхода с ним на многие рынки ("товар - многие рынки").
  2. Определенный рынок, на который компания выходит со многими взаимозаменяемыми товарами ("рынок - многие товары").
  3. Матричная программа "товар - рынок", когда компания выходит на различные рынки с различным набором товаров ("многие товары - многие рынки").

Каждый вариант программы имеет ряд особенностей. Программа "товар - многие рынки" может потребовать поиска компромисса в удовлетворении противоречивых требований различных рынков (различных потребителей) к товару и сервису. Возможно, придется индивидуализировать товар и сервисное обслуживание для разных рынков. Программа "рынок - многие товары" выдвигает задачу универсализации каналов сбыта и сети сервисного обслуживания. Программа "многие товары - многие рынки" помимо многих компромиссов для удовлетворения противоречивых требований к товарам со стороны рынков и развертывания каналов сбыта выдвигает задачи создания информационной и сервисной сети, организация которых создавала бы синергические эффекты.

Сочетание целевого и программного управления. Возникает вопрос - как сочетать целевое управление по основным целям деятельности предприятия с управлением проектом? Это сочетание определяется рядом параметров производственного процесса:

  • стадией или этапом жизненного цикла продукции/технологии, инновационного цикла или жизненного цикла технологии/спроса, на которых осуществляется управление. Очевидно, что управление проектом наиболее целесообразно осуществлять на стадии НИОКР и на этапе внедрения проекта в производство;
  • широтой ассортимента продукции и темпами ее обновления (жизненным циклом товара). Управление проектом наиболее целесообразно при сравнительно узком ассортименте продукции и продолжительном жизненном цикле товара и жизненном цикле технологии/спроса. При широком ассортименте продукции и высоких темпах ее обновления (как это имеет место, например, в производстве потребительских товаров массового спроса) нововведения носят рутинный характер и управление проектом становится излишним;
  • радикальностью нововведений. Технологически эффективные предприятия, успех которых базируется на радикальных нововведениях, предпочитают сочетание функциональной структуры с проектной или программной формой организации, которая позволяет в короткий срок перераспределить ресурсы между направлениями развития и проектами, менять стиль работы менеджеров, вводить новые принципы взаимоотношений между сотрудниками. Однако большинство предприятий осуществляют нововведения различной радикальности: от рутинных до преобразующих. Рутинные изменения происходят практически постоянно, особенно при плодотворных технологиях. Управление такими нововведениями осуществляется традиционными методами целевого управления. С повышением радикальности технологических нововведений все больший удельный вес в целевом управлении приобретает управление проектами (программами).

Сочетание функционально-целевого управления с управлением проектами сохраняется даже при преобразующих технологических нововведениях. Это объясняется тем, что не только технологическая система, но и в целом производственная система является целостно-обособленной и внедрение новой технологии зависит от ее совместимости с другими элементами производственной системы (организация производства, трудовые ресурсы, система материально-технического снабжения и т. д.). Более того, при переходе программы технологического нововведения от стадии исследования и разработок к внедрению ответственность за принимаемые решения переходит от руководителя программы к главным (общим) менеджерам.

Сочетание целевого и функционального управления (преимущественно оперативное управление), как и сочетание программного и функционального управления (преимущественно стратегическое управление), достигается в матричной структуре распределения специальных функций управления (плоская модель организации управления). Сочетание целевого, функционального и программного управления реализуется в объемной модели организации управления, синтезирующей стратегическое и оперативное управление. В такой модели специальная функция управления, ориентированная на ту или иную цель, дифференцируется при необходимости по проектам (продукции, новых технологий) или программам.

Объемная модель организации управления применима в широком спектре радикальности нововведений. Плоские модели характерны для сравнительно узких диапазонов радикальности: модель функционально-целевого управления - для эволюционных рутинных изменений; модель функционально-программного управления - для высокорадикальных преобразующих нововведений. При этом программа преобразующих нововведений должна включать преобразование производственной системы по всем направлениям (целям) ее деятельности.

H. Kpyглoвa

Хозяйственное право...