Центр Креативных Технологий

Стратегия мотивации

В силу разнообразия социально-экономических условий и субъективности целей предпринимательства предприятия избирательно определяют стратегию мотивации. Одни проводят стратегию внешней отрицательной мотивации, утверждая, что люди по своей природе стремятся уклоняться от работы. И поэтому их нужно принуждать к ней. Другие считают, что внешний контроль и угроза наказания не являются единственными средствами ориентации работника на достижение целей организации, что человека следует побуждать к труду положительными для него стимулами, и проводят стратегию сочетания внешней положительной мотивации с внешней отрицательной мотивацией. Японские фирмы, как правило, не признают стратегию принуждения и используют стратегию сочетания внутренней мотивации с внешней положительной мотивацией.

В нашей стране в дореформенный период осуществлялась преимущественно стратегия сочетания внутренней мотивации (ударничество, социалистическое соревнование) и внешней отрицательной мотивации, хотя и признавалась важность внешней положительной мотивации (повышение уровня социального развития коллектива).

Ряд фирм Германии придерживается стратегии сочетания внутренней, внешней положительной и внешней отрицательной мотивации. Для усиления внутренней мотивации труда фирмы Японии и Германии активно содействуют, например, созданию рабочих кружков качества, направляя их творческий потенциал на рационализацию производства и выпуск высококачественной продукции.

Многие российские приватизированные предприятия придерживаются преимущественно стратегии сочетания побуждения и принуждения к труду. Однако значительная часть предприятий, особенно с малым количеством работников-акционеров, в большей степени ориентируется на стратегию принуждения, используя сильный для современного этапа отрицательный мотив возможности увольнения и безработицы.

Установленные законом особенности правового положения народных предприятий дают возможность реализовывать стратегию сочетания всех трех групп мотивов - предрасположенности, побуждения и принуждения к труду и формировать предпочтительный мотивационный комплекс, что позволит народным предприятиям обеспечить высокую эффективность производства и повышение благосостояния своих акционеров и работников.

H. Kpyглoвa

Хозяйственное право...