Центр Креативных Технологий

Участие фирмы в работе выставки

Процесс участия фирмы в работе выставки можно условно подразделить на следующие основные этапы:

  1. Принятие принципиального решения об участии в выставке/ярмарке.
  2. Определение целей участия фирмы в работе выставки.
  3. Выбор конкретной выставки, в работе которой будет участвовать фирма.
  4. Подготовительно-организационный период.
  5. Разработка тематического плана экспозиции и сметы участия в выставке.
  6. Работа в ходе функционирования выставки.
  7. Подведение итогов участия фирмы в работе выставки.

Очень коротко рассмотрим основные задачи фирмы на каждом из этих этапов.

Выставочная деятельность должна быть четко определена необходимостью решения основных маркетинговых задач фирмы. В качестве таковых могут выступать:

  • поиск новых рынков;
  • расширение числа покупателей;
  • внедрение нового товара на рынок;
  • поиск новых посредников;
  • позиционирование своей продукции относительно товаров конкурентов;
  • определение возможного спроса на новый товар;
  • завязывание контактов в деловом мире страны-организатора выставки;
  • формирование благоприятного имиджа фирмы на конкретном рынке;
  • интенсификация рекламы нового товара;
  • непосредственный сбыт продукции (в ходе выставки заключаются контракты, поэтому участие в ней может рассматриваться как один из каналов распределения).

Правильный выбор конкретной выставки для участия в ней фирмы определяет значительную долю успеха в достижении указанных целей. Сделать же этот выбор достаточно непросто хотя бы потому, что только крупных международных выставочных мероприятий проводится ежегодно несколько тысяч. Эффективному решению данного вопроса способствует тщательный анализ с точки зрения интересов и возможностей фирмы по следующим направлениям:

  • время и место проведения выставки;
  • авторитет выставки/ярмарки на целевом рынке фирмы;
  • численный и качественный состав участников и посетителей;
  • уровень деловой активности (количество и общий объем заключенных контрактов) на последней выставке. При этом необходимо учитывать возможные умышленные и неумышленные искажения публикуемых данных;
  • возможность предоставления выставочных площадей и услуг;
  • разработка чернового варианта сметы участия фирмы в выставке и изучение соответствия затрат возможностям фирмы;
  • окончательное решение вопроса: участие в какой из выставок наиболее эффективно в достижении поставленных целей.

После того как сделан выбор в пользу конкретной выставки, фирма информирует оргкомитет выставки о своем участии. Параллельно с этим решаются следующие организационные вопросы:

  1. Определение концепции и объема участия фирмы в работе выставки.
  2. Отбор и подготовка персонала для работы на выставке (коммерческого, обслуживающего, стендистов, переводчиков и т. д.).
  3. Разработка планов коммерческой работы, рекламы и протокольных мероприятий.
  4. Выбор возможного посредника (агента), оказывавшего бы услуги в обеспечении участия в выставке.
  5. Определение размеров необходимых выставочных площадей, объема различных материальных и финансовых ресурсов.
  6. Изучение возможностей экспорта в страну организатора выставки и ее таможенного законодательства.
  7. Установление деловых контактов с администрацией выставки, заключение контракта на выставочные услуги (так называемый бланковый договор).
  8. Вопросы страхования экспонатов и сотрудников.

Следующим этапом работ по подготовке к участию в выставке является разработка фирмой тематического плана своей экспозиции. Он включает в себя:

  • окончательный отбор образцов продукции, которые будут демонстрироваться;
  • разработку стендов фирмы с учетом выделенных площадей, высоты выставочных помещений, возможностей в обеспечении электроэнергией, водоснабжения и т. п.;
  • генеральную компоновку экспозиции фирмы - распределение экспонатов по тематическим разделам в соответствии с логикой раскрытия основной темы экспозиции.

Выставочная площадка фирмы-участницы условно разбивается на 3 основные зоны:

  1. публичная (самая большая по площади, на которой находятся экспонаты, обеспечиваются контакты с посетителями, работают стендисты и т. п.);
  2. (место для проведения переговоров коммерческих представителей фирмы со специалистами и потенциальными заказчиками);
  3. служебная (вспомогательные помещения и площадки для хранения экспонатов, специальной литературы, рекламных носителей, сувениров и т. п.).

После решения указанных вопросов становится возможным разработка окончательной сметы участия фирмы в выставке.

После монтажа экспозиции и официального открытия выставки наступает самый напряженный и ответственный этап работ. Выставки, как правило, скоротечны. На них представлено множество высококачественных товаров ближайших конкурентов. Контакт посетителей и специалистов с экспозицией фирмы очень непродолжителен. Все это говорит о настоятельной необходимости проведения большой предварительной работы по налаживанию коммуникаций с искомой целевой аудиторией.

Особая роль в обеспечении успеха в выставочной деятельности фирмы принадлежит стендистам - сотрудникам фирмы, работающим в публичной зоне экспозиции, у стенда фирмы.

После закрытия выставки, демонтажа ее экспозиции фирмой должны быть обязательно подведены итоги участия в выставке. В первую очередь это касается анализа достижений целей участия, изучения объективных показателей (количество посетителей, которые осмотрели экспозицию фирмы; обьем заключенных контрактов, налаживание новых каналов распределения и т. д.), анализа эффективности расходования средств на участие фирмы в выставке.

Рассмотрим, как комплекс основных и синтетических средств маркетинговых коммуникаций реализуется в конкретных условиях - в местах продажи товара его конечному потребителю.

E. Poмaт

"Участие фирмы в работе выставки" и другие материалы по рекламе