Центр Креативных Технологий

Основные составляющие работ по измерению и применению величин затрат, связанных с качеством программного обеспечения

Можно выделить несколько главных составляющих процесса совершенствования разработки ПО на основе данных о затратах, связанных с их качеством. К их числу относятся учет и сбор данных о затратах, связанных с качеством, сбор и анализ данных о показателях качества и прогнозирование результатов.

Учет данных о затратах. Сбор данных о затратах на качество предполагает их поэлементный учет с последующим распределением элементов затрат по четырем основным категориям. Во многих компаниях - производителях ПО способы ведения бухгалтерского учета позволяют отслеживать указанные затраты. Тем не менее велико число компаний, в которых это невозможно. В этом случае предварительным этапом должно стать составление и внедрение такого плана счетов, который необходим для организации учета затрат, связанных с качеством. (См. пример подобного плана счетов на с. 123.) Этот план может уточняться с учетом особенностей принятого процесса разработки ПО каждой конкретной организации. Для более полной реализации всех преимуществ от использования данных о затратах, связанных с качеством, план счетов должен также допускать возможность его расширения для учета расходов по совершенствованию процессов создания ПО.

В лучшем случае затраты, связанные с качеством, извлекают из бухгалтерской отчетности подразделений компании. В иных, менее благоприятных случаях необходима сортировка данных, содержащихся в бухгалтерских и технических отчетах, таких как графики, отчеты о расходе рабочего времени, о поставках, сообщения о дефектах. В самом худшем случае для оценки отдельных элементов затрат, связанных с качеством, могут потребоваться опросы сотрудников компании. Проведение специальных исследований маловероятно, поскольку на начальном этапе анализа преимуществ использования данных о затратах на качество допустимо применение неполной информации.

Источники данных о затратах, связанных с качеством. Обычно данные об элементах затрат, относящиеся ко всем четырем категориям, могут быть извлечены из бухгалтерских отчетов о расходах и заработной плате. Исключение составляют некоторые внешние потери от дефектов, источники сведений о которых указаны в скобках.

Пример плана счетов для учета затрат, связанных с качеством ПО

  • 1. Затраты на предупреждение дефектов
  • 1.1. Требования
  • 1.1.1. Маркетинговые исследования с целью выявления требований потребителей к качеству
  • 1.1.2. Опросы покупателей и пользователей по вопросам качества
  • 1.1.3. Анализ рисков, связанных с качеством продукции
  • 1.1.4. Разработка прототипов продукции для исследования спроса
  • 1.1.5. Анализ и проверки требований потребителей и спецификаций
  • 1.2. Проект
  • 1.2.1. Планирование качества проекта
  • 1.2.2. Оценка процесса реализации проекта
  • 1.2.3. Оценка качества разрабатываемой платформы и отдельных средств
  • 1.2.4. Отработка качества платформы и отдельных средств
  • 1.2.5. Обучение разработчиков в области качества
  • 1.2.6. Сбор данных для оценки показателей качества
  • 1.2.7. Проектное обеспечение качества: применение готовых элементов ПО
  • 1.2.8. Формализованные проверки и оценки руководством
  • 1.2.9. Управление конфигурацией проекта
  • 1.2.10. Управление доработками
  • 1.2.11. Оценка возможностей поставщиков
  • 1.3. Библиотека средств многократного применения
  • 1.3.1. Заработная плата
  • 1.3.2. Расходы
  • 1.3.3. Обучение
  • 1.3.4. Платформы и средства
  • 1.4. Административные расходы на управление конфигурацией
  • 1.4.1. Заработная плата
  • 1.4.2. Расходы
  • 1.4.3. Обучение
  • 1.4.4. Платформы и средства
  • 1.5. Административные расходы на обеспечение качества ПО
  • 1.5.1. Заработная плата специалистов по качеству
  • 1.5.2. Расходы на обеспечение качества
  • 1.5.3. Техническая литература, стандарты и публикации по вопросам разработки ПО
  • 1.5.4. Метрология: сбор и хранение данных, анализ, отчетность
  • 1.5.5. Планирование программ обеспечения качества
  • 1.5.6. Отчетность по обеспечению качества
  • 1.5.7. Обучение и подготовка специалистов по качеству
  • 1.5.8. Совершенствование процессов
  • 1.5.9. Аудиты процессов обеспечения качества
  • 2. Затраты на контроль качества
  • Испытания покупных изделий
  • Затраты на контроль качества в ходе реализации проекта
  • Контрольно-проверочные мероприятия
  • Испытания. Планирование, платформы, настройки, генерация проверочных данных, проведение и обеспечение испытаний, отчетность, оценка данных испытаний
  • Аудиты качества продукции
  • Контроль за пределами предприятия
  • Оценки зрелости процесса создания ПО
  • Эксплуатационные испытания
  • Специальные проверки и оценки продукции
  • 3. Внутренние потери от дефектов
  • Потери от дефектов в процессе разработки
  • Причинно-следственный анализ дефектов и составление отчетов
  • Доработка ПО
  • Внесение изменений в ПО по результатам доработки и повторные испытания
  • Списание годных продуктов в связи с доработками
  • Потери от дефектов покупных продуктов
  • Стоимость анализа дефектов
  • Стоимость отладки полученных продуктов
  • Стоимость устранения дефектов
  • Стоимость доработок
  • Потери, обусловленные устранением дефектов в процессе внедрения
  • Выявление дефектов и составление сообщений о выявленных фактах
  • Устранение дефектов
  • Причинно-следственный анализ дефектов и составление отчетов
  • Проведение корректировок проекта
  • Проверка устранения дефектов
  • Повторные испытания и интеграция ПО
  • 4. Внешние потери от дефектов
  • 4.1. Техническая поддержка потребителей в ответ на поступающие от них претензии
  • 4.2. Возвраты продуктов в связи с дефектами
  • 4.3. Техническое обслуживание и реализация ПО
  • 4.4. Затраты на обработку сообщений о дефектах
  • 4.5. Доработки ПО в связи с выявленными дефектами
  • 4.6. Сервисное обслуживание по заявкам (расходы по гарантийным обязательствам)
  • 4.7. Судебные издержки и выполнение обязательств (отчеты страховых компаний и органов власти)
  • 4.8. Штрафы (отчеты о выполнении контрактов)
  • 4.9. Издержки, связанные с поддержанием хороших отношений с покупателями или пользователями, не удовлетворенными качеством ПО (отчеты о продажах)
  • 4.10. Сокращение объемов продаж или доли рынка в связи с проблемами качества ПО (отчеты продавцов)

Одной из проблем реализации систем управления затратами, связанными с качеством ПО, являются так называемые "спорные" элементы указанных затрат. Обычно возникают вопросы, считать ли те или иные элементы расходов нормальными производственными издержками или затратами, связанными с качеством. Одним из примеров подобных спорных затрат могут быть расходы на составление плана управления проектом. Хотя основным назначением такого плана служит управление графиком реализации проекта и связанными с ней затратами, он тем не менее влияет и на качество процесса разработки ПО, и на качество самого продукта. При отнесении того или иного элемента к затратам, связанным с качеством, полезно иметь в виду следующие соображения.

  • Необходимо учитывать имеющиеся свидетельства влияния спорного элемента на стоимость реализации программ качества в ходе предыдущих разработок.
  • Наиболее крупные элементы затрат, связанных с качеством, такие как стоимость анализа, обеспечения качества, испытаний и доработок, как правило, проще всего отличать от остальных. Поэтому зачастую можно без особого риска пренебрегать некоторыми спорными элементами без существенного влияния на величины суммарных затрат, связанных с качеством ПО.
  • В процессе реализации систем управления затратами, связанными с качеством ПО, важнее соблюдать постоянство классификации элементов затрат, нежели стремиться к наиболее полному учету всех составляющих.

Такое постоянство позволяет четко отслеживать достигнутый прогресс и намечать очередные задачи повышения качества.

Могут возникать споры относительно категорирования элементов затрат на качество. При их разрешении важнее всего соблюдение постоянства подходов. Так, в примере плана счетов расходы, связанные с формальными проверками (рассмотрениями руководством), отнесены к категории затрат на предупреждение дефектов, а не к затратам на контроль качества. Такое решение - дело вкуса. Оно определяется в том числе тем, насколько разрабатываемый продукт готов к контролю и оценке. Если в промышленности контроль продукции осуществляют после изготовления образцов, то при производстве программных продуктов он может быть включен непосредственно в производственный процесс до проверки руководством ключевых производственных процессов на соответствие уровню зрелости 3 в соответствии с классификацией SEI СММ. Это означает, что разработку любого документа нельзя считать завершенной, пока он не рассмотрен и не завизирован руководством. То же самое справедливо и для машинных кодов, особенно в тех случаях, когда проверка кодов предшествует испытаниям элементов ПО, которые, безусловно, относятся к действиям по контролю качества.

Сбор данных о показателях качества. Данные о затратах, связанных с качеством ПО, используются преимущественно при решении фундаментальных проблем качества - анализе интенсивности производственных дефектов или изучении отчетов о проблемах, возникающих в процессе предоставления сервисных услуг. Меньшее внимание уделяется решению более широких проблем, таким как пригодность продуктов к применению, к испытаниям, их обслуживаемость и т.д. Подобный подход обладает явными преимуществами в силу простоты понимания и измерений показателей качества. Он допускает сравнение различных продуктов. Большинство производителей ПО используют именно такой фундаментальный подход к решению проблем качества, сосредоточивая внимание на оценках числа дефектов, их предупреждении и устранении.

Система сбора информации о дефектах, аккумулирующая сведения о самих дефектах и вызванных ими издержках как составляющих затрат, связанных с качеством, позволяет получать данные, необходимые для анализа глубинных причин и выявления наиболее дорогостоящих по своим последствиям дефектов (см. также главу 1). Определение интенсивности дефектов - хороший исходный пункт для оценки возможного снижения затрат, связанных с качеством ПО. Данные об указанных затратах могут быть отражены в графике в зависимости от числа дефектов, выявленных при испытаниях ПО. Исходной информацией для построения подобного графика служат сообщения о дефектах, наблюдаемых в процессе испытаний и в определенный период после поставки продукта потребителям. Они могут быть сопоставлены со статистическими данными о дефектах после реализации поставленных ранее продуктов.

Под ред. Дж. Kaмпaнeллы

Экономика качества...