Центр Креативных Технологий

Эволюция стандартов ИСО, затрагивающих экономические аспекты менеджмента качества

Чтобы понять направления эволюции стандартов ИСО, целесообразно сравнить пересмотренную редакцию стандарта ИСО 9004-1, вышедшую в 1994 г., с его первоначальной версией 1987 г. Сравнение делает очевидными произошедшие изменения в трактовках финансовых аспектов систем менеджмента качества. В первоначальной редакции стандарта экономика качества ограничивалась рассмотрением затрат, связанных с качеством (затраты на предупреждение дефектов и на контроль и оценку качества), и оценкой ущерба от ненадлежащего качества продукции (внутренние и внешние потери от дефектов). То есть все сводилось к традиционным затратам на обеспечение соответствия продукции установленным требованиям и к ущербу от несоответствий, причем стандарт был нацелен на сокращение только последней составляющей затрат, связанных с качеством. В редакции 1994 г. круг финансовых аспектов качества был расширен и стал охватывать помимо традиционных затрат, связанных с качеством, все расходы, обусловленные выполнением установленных и подразумеваемых требований потребителей. Стандарт требует сокращения как затрат на обеспечение соответствия продукции указанным требованиям, так и ущерба от несоответствий. Стандарт ИСО 10014 еще более расширяет понятие "экономика качества" и рассматривает не только требование сокращения затрат, но и задачи увеличения доходов предприятия и другие желаемые эффекты от повышения качества. Экономические последствия повышения качества оцениваются не только с точки зрения сокращения затрат, связанных с качеством, но и повышения уровня удовлетворенности потребителей. При этом стандарт рекомендует отслеживать все указанные последствия с применением финансовых методов. В результате удалось достичь совместимости экономики качества с принципами всеобщего управления на основе качества (TQM).

Под ред. Дж. Kaмпaнeллы

Экономика качества...