Центр Креативных Технологий

Подготовка плана работ и сметы расходов

Основная задача плана действий по достижению целей ПРНП - сократить длительность цикла разработки нового продукта. В плане указывается, ЧТО должно быть сделано, а также КЕМ, КОГДА, ГДЕ и КАК.

Если при подготовке плана выясняется, что для разработки нового продукта у компании не хватает тех или иных ресурсов, предусматривается привлечение консультационных фирм, занимающихся управлением, маркетингом, упаковкой, дизайном, транспортными и другими проблемами. В процессе принятия решения о привлечении консультативных фирм учитываются потребности компании и её возможности решить проблемы за счет внутренних ресурсов, стоимость оплаты консультантов, время, затрачиваемое работниками компании на совместную работу с консультантом и другие факторы.

Одновременно с разработкой плана ПРНП и в тесной взаимоувязке с ним составляется смета расходов. Эта смета затем используется для контроля выполнения плана. В смете по каждому этапу и подэтапу ПРНП указывается трудоемкость в человеко-часах, и все планируемые расходы, связанные с разработкой нового продукта.

Величина расходов на разработку новых продуктов зависит от многих факторов, в первую очередь - от отрасли промышленности, в которой действует компания. Например, в машиностроении расходы на ПРНП составляют 2-4% от объема продаж. В электронной и аэрокосмической отраслях они могут достигать от 8 до 20%. Эти цифры, однако, используются только как ориентиры - каждая компания исходит из своей специфики и конкретных ситуаций.

По заключению ряда консультационных компаний, в качестве грубых ориентиров для разработки сметы расходов можно исходить из следующих показателей.

Из общей трудоемкости всех работ, связанных с созданием нового продукта, 15% приходится на поиск, оценку и отбор идей нового продукта, а 85% - непосредственно на его разработку. В то же время на поиск, оценку и отбор идей приходится менее 10% от общей величины затрат, на конструирование - свыше 30%, на рыночные испытания и организацию серийного производства - 60%.

Если компания одновременно разрабатывает несколько новых продуктов, ход осуществления различных этапов разработки каждого продукта фиксируется в специальных формах, в которых указываются ответственные исполнители, плановые сроки начала и окончания работ и т.д. Систематизация и тщательное планирование процесса разработки нового продукта дают ощутимые результаты. Так, если в 1968 году американские промышленные компании считали, что для разработки одного удачного продукта требуется рассмотреть в среднем 58 альтернативных идей, то опросы, проведенные в 1981 году, показали, что в это время для одного удачного продукта требовалось рассматривать только 7 идей [ 6 ]. Характерная тенденция состоит в том, что в настоящее время компании расходуют больше средств на ранних этапах разработки нового продукта и поэтому могут расходовать гораздо меньше на последующих этапах.

После того как все работы по осуществлению подготовительного этапа ПРНП закончены, планы и сметы расходов передаются высшему руководству компании для рассмотрения и утверждения. В случае, если планы утверждаются и принимается решение о продолжении работ, начинается второй этап - поиск, оценка и отбор идей нового продукта.

А. Барышников, А. Кузьмин

Разработка новых продуктов с учётом требований маркетинга...