Центр Креативных Технологий

Венчурные группы

Эти группы по своему составу аналогичны целевым с одной существенной разницей: работающие в ней специалисты полностью независимы от функциональных отделов. Это очень важно, так как основная цель венчурных групп - преодолеть существующие бюрократические барьеры и создать новый бизнес, который в некоторых случаях не имеет ничего общего с теперешней деятельностью компании.

Венчурная группа осуществляет весь процесс разработки нового продукта, включая рыночные испытания и организацию полномасштабной коммерческой реализации. Оплата участников группы может зависеть от коммерческого успеха нового бизнеса. Многочисленные опросы показали, что венчурные группы пользуются большой популярностью в американской промышленности особенно в тех случаях, когда компании стремятся создать не усовершенствованный, а принципиально новый продукт.

Венчурная группа - это фактически маленькая компания (центр прибыли) внутри большой компании. Входящая в нее высококвалифицированные специалисты приглашаются или со стороны, или из различных подразделений компании.

Если группа разработала удачный продукт и добилась коммерческого успеха, она может организовать серийное производство и выделиться в качестве самостоятельного отделения. В качестве альтернативы костяк группы может перейти в уже существующее отделение компании и там организовать соответствующее новое производство.

Так как руководитель венчурной группы несет ответственность за прибыльность разрабатываемого продукта, к нему предъявляются очень высокие требования. Он должен быть хорошим организатором и бизнесменом, пользоваться авторитетом у руководителей всех служб компании, должен уметь мотивировать людей и иметь желание идти на риск. Так как такие люди фактически рискуют своей карьерой, они, как правило, хорошо оплачиваются.

Трудно однозначно отдать предпочтение какой либо из приведенных выше организационных форм, в рамках которых осуществляется разработка новых продуктов. Каждая из них может быть наиболее эффективна в соответствующих ситуациях. Например, использование управляющих новыми продуктами считается наиболее целесообразным в компаниях, производящих упакованные в специальную тару потребительские товары, когда технической проработке должны предшествовать широкие маркетинговые исследования. Комбинация отдела новых продуктов и временных целевых групп лучше подходит для компаний, производящих товары длительного пользования, когда в течение достаточно долгого периода требуется координация маркетинговых и технических исследований.

Все указанные выше организационные формы, кроме венчурных групп, имеют три очевидных недостатка:

  1. очень трудно предъявить кому-нибудь обвинения в возможной неудаче, так как никто не несет персональной ответственности за результаты;
  2. незначительная степень индивидуального риска работников часто становится причиной прохладного отношения к работе;
  3. недостаточная степень контроля за финансовыми ресурсами;

Считается, что какая бы организационная форма ни использовалась при разработке нового продукта, всегда необходима поддержка и личное участие высшего руководства. Когда все знают, что высший руководитель лично поддерживает тот или иной проект, гораздо меньше препятствий возникает со стороны руководителей функциональных служб. Шансов добиться успеха значительно больше в тех случаях, когда высшее руководство четко формирует корпоративные цели, связанные с разработкой того или иного нового продукта.

После того, как выбраны оптимальные организационные форды, в рамках которых будет разрабатываться новый продукт, приступают к подготовке плана реализации ранее сформулированных целей.

А. Барышников, А. Кузьмин

Разработка новых продуктов с учётом требований маркетинга...