Центр Креативных Технологий

Выбор организационных форм

Считается, что одной из важнейших задач подготовительного этапа является выбор наиболее эффективных организационных форм, в рамках которых будет осуществляться разработка новых продуктов.

Процесс создания новых продуктов затрагивает все сферы деятельности предприятия. В нем так или иначе участвует большинство функциональных подразделений, включая отделы сбыта, снабжения, маркетинга, научных исследований, а также производственный, финансовый и юридический отделы. Наилучшие результаты достигаются в тех случаях, когда усилия всех служб, связанных с разработкой нового продукта, координируются из одного центра. Этому обычно противодействует стремление отдельных подразделений не только не подчиняться какой-либо координации, но и самим осуществлять контроль над разработкой нового продукта.

Серьезные проблемы возникают в тех случаях, когда система управления предприятием построена по функциональному принципу. Эта структура управления создавалась для того, чтобы постоянно контролировать осуществление ряда функций, имеющих целью получение определенного дохода каждый день, каждую неделю, каждый месяц. Так, отдел маркетинга стремится выполнить текущие цели, связанные с продажей товаров, производственный отдел озабочен выполнением графиков изготовления продукции, финансовый - следит за своевременным обеспечением ресурсами процессов производства и сбыта продуктов. При таком подходе все усилия направлены на то, чтобы получить определенный размер годовой прибыли. Хотя функциональные службы знают при этом, что подготовка будущего - очень важное дело, но, занятые текущими проблемами, они практически ничего не делают в этом направлении.

В отличие от повседневной деятельности разработка новых продуктов определяет прибыльность предприятия в будущем. Эта процедура не всегда пользуется популярностью у работников, занятых оперативной деятельностью, так как она требует затрат сейчас, а отдачу дает только в будущем. По существу, на предприятии имеет место конкуренция за людские, материальные, финансовые и другие ресурсы, между теми, кто занят текущей деятельностью, и теми, кто разрабатывает новые продукты. Поэтому организация, занимающаяся разработкой новых продуктов, как бы накладывается на организацию, занятую текущей деятельностью. Перед высшим руководством всегда стоят проблемы, связанные с этой конкуренцией и необходимостью согласования краткосрочных и долгосрочных целей компании.

Как показала практика американских компаний, наилучшим образом указанные проблемы решаются с помощью не функциональной, а матричной структуры управления, показанной на рис.2. Согласно этой схеме, специалисты и руководители, занятые разработкой новых продуктов, находятся в постоянном контакте с соответствующими специалистами функциональных отделов.

Выбор организационных форм

Американские промышленные компании, ориентированные на маркетинг, применяют ряд специальных организационных форм и структур, в рамках которых разрабатываются новые продукты с учетом требований маркетинга. Эти структуры выполняют четыре основные функции:

  • принимают на себя ответственность за реализацию всех этапов разработки нового продукта, начиная от поиска, оценки и отбора идей нового продукта до принятия решения о переходе к серийному производству;
  • координируют все работы по созданию нового продукта, ведущиеся в каждом функциональном отделе;
  • осуществляют контроль за тем, чтобы после каждого этапа принималось управленческое решение о продолжении или прекращении работ,
  • обеспечивают участие высшего руководства в разрешении возможных конфликтов и в принятии решения о переходе к серийному производству.

Существующие в американских промышленных компаниях организационные формы, в рамках которых разрабатываются новые продукты, можно свести к следующим:

  1. управляющие продуктами;
  2. управляющие новыми продуктами и вице-президент по маркетингу;
  3. отдел новых продуктов;
  4. комитет по новым продуктам;
  5. временные целевые группы;
  6. венчурные группы.

Одна и та же компания может одновременно использовать две или три из указанных организационных форм. Например, компания может иметь управляющих новыми продуктами, отдел новых продуктов и комитет по новым продуктам.

А. Барышников, А. Кузьмин

Разработка новых продуктов с учётом требований маркетинга...