Центр Креативных Технологий

Конкуренция за монопольный рынок

В данном случае конкуренция приобретает форму конкурса (аукциона). Его победитель получает исключительное право на производство в масштабах страны или на локальном рынке. При достаточном числе участников конкурса за вхождение на рынок и отсутствии сговора соперничество между ними может привести к устранению монопольных цен. Достоинства такой формы контроля над естественными монополиями иногда заключаются, во-первых, в простоте и эффективности механизма раскрытия частной информации компаний-производителей, во-вторых, в подчинении их деятельности запросам потребителей, а не регулирующего органа, в-третьих, в сокращении роли последнего до минимума. За кажущейся простотой самого принципа проведения конкурса кроются сложности методологического и содержательного плана на стадии разработки его условий и процедуры. Роль регулирующего органа и его воздействие на цели компании в данном случае ничуть не меньше, чем при других формах регулирования, так как именно в его прерогативы входит формулирование условий и непосредственное проведение конкурса, отслеживание заключенных на его основе контрактов.

Кроме того, эффективную конкуренцию за вход на рынок можно организовать не на всяком монопольном рынке. В частности, ее ограничивают высокий размер и невозвратный характер издержек по участию в конкурсе, которые полностью или частично приходится компенсировать государству.

Победитель конкурса получает возможность осуществлять деятельность на правах аренды или концессии. Более распространена аренда, при которой активы либо принадлежат государству (центральным или местным органам власти), либо создаются за его счет, но содержатся и управляются частной компанией. При концессии частная фирма осуществляет инвестиции в развитие и поддержание активов из собственных или заемных средств. Контракты заключаются на различные сроки, которые, как правило, тем продолжительнее, чем больше средств компания вкладывает в производство. Обычно срок действия концессии достаточен для полной окупаемости вложений, после чего система может быть выкуплена государством (муниципалитетом). Концессии типичны для организации водоснабжения, железнодорожных перевозок, телефонной связи. В принципе конкуренция за концессию должна быть меньше, чем за аренду, так как здесь участие в конкурсе обусловливается наличием у участника значительного собственного капитала или доступа к кредиту.

При повторных конкурсах обычно не происходит замены арендаторов. Так, во Франции, например, контракты на водоснабжение постоянно возобновляются одними и теми же операторами. Это естественно, так как они имеют существенные преимущества в конкуренции за рынки (наработанный опыт, более полную информацию, сложившуюся репутацию, "подход" к организующим конкурс лицам).

Конкурсы за монопольные рынки достаточно сложны в процедурном отношении и сопряжены с проблемами предотвращения сговора, определения в контракте исчерпывающих характеристик количества и качества производимой продукции и установления оптимальной длительности контракта.

Передача производства в аренду или концессию не означает, что функция государства сводится только к контролю за соблюдением другой стороной условий договора, так как нельзя обойтись и без определенного дискреционного вмешательства регулирующего органа в случае непредвиденных или не учтенных в контракте обязательств.

H. Шaш

Ценообразование...