Центр Креативных Технологий

Роль оценки риска при расчете цены

Современное развитие рыночной экономики характеризуется высокой степенью неопределенности. Риск в хозяйственной деятельности - обычное явление. К его основным причинам относятся следующие неблагоприятное стечение обстоятельств:

  • просчеты покупателей и продавцов;
  • нарушение обязательств со стороны участников хозяйственной деятельности;
  • изменение цен, налогов, платежей; и др.

В той или иной степени указанные причины всегда имеют место, поэтому неопределенность будущей экономической ситуации делает риск неизбежным.

Равная экономическая свобода субъектов хозяйствования неизбежно порождает экономический риск. Это связано с тем, что в широком смысле рынок представляет собой экономическую среду, где происходит относительно свободное взаимодействие покупателей и продавцов в целях купли-продажи товаров и услуг, рыночные субъекты самостоятельно принимают решения о купле-продаже, определяют цены, объемы покупок и продаж, виды сделок и т.д. За экономическую свободу необходимо платить, так как свободе одного субъекта хозяйствования сопутствует свобода других, которые могут покупать или отказываться от покупки его продукции, предлагать за нее встречную продукцию по другим ценам, диктовать свои цены и условия сделок и т.д. В этом случае выгода для одних оборачивается убытками для других.

При рыночной экономике государство не несет ответственности за обязательства и действия предприятия. Тяжесть рынка и последствия потерь ложатся непосредственно на само предприятие, сказываются на результатах его финансово-хозяйственной деятельности. При этом фактор риска является сильным стимулом активизации предпринимательства, изучения возможностей рынка, рационализации деятельности предприятия, поиска новых производственных резервов.

Основной риск заключается том, что товаропроизводитель стремится предугадать спрос, сформировать его и выпустить продукцию по высоким ценам, когда еще рынок не насыщен. В это время он рискует быть обойденным конкурентами, вложить деньги в производство неперспективных товаров, произвести их больше, чем требует рынок, и продать продукцию по цене ниже рыночной.

В условиях стабильной рыночной конъюнктуры производители обычно избегают значительных колебаний цен как в сторону снижения, так и в сторону повышения. Однако в условиях кризиса, который обычно сопровождается развитием инфляционных процессов, производитель вынужден применять тактику повышения цены, основанную на ожидаемых инфляционных изменениях. В первую очередь это связано с возможностью переключения ценовых рисков.

Экономический риск в предпринимательстве представляет собой вероятность возникновения убытков или каких-либо потерь в результате неосуществления намечающегося события, предусмотренного планом или прогнозом. Экономический риск измеряется абсолютной суммой риска (суммой убытков) и степенью риска либо мерой вероятности неосуществления намеченного мероприятия или недостижения намечаемого уровня прибыли, дохода, цены. Абсолютный риск оценивается в денежных единицах, а относительный - в процентах или долях.

Процесс ценообразования обычно начинается с анализа спроса и предложения. При этом в экономической теории принято использовать графическое изображение спроса и предложения в виде кривых, пересечение которых определяет равновесную цену. В то же время такое определение можно назвать в некоторой степени условным, во-первых, потому, что данные для построения кривой спроса могут быть получены только на основе анализа уже существующего рынка товаров, т.е. маркетинговые исследования дают информацию об уже сложившемся спросе, а процесс установления цены товара ориентирован на будущее. Во-вторых, при построении кривой предложения не учитываются конкурентные реакции, которые в будущем могут существенно повлиять на него, а достоверно предсказать в настоящий момент возможные отклонения данных предложения нельзя. Кроме того, информация о спросе и предложении представляет собой область точек, и для построения кривой производится выравнивание, следовательно речь должна идти не о точке, а об области равновесия.

Таким образом, цена, назначаемая фирмой на свою продукцию, является случайной величиной, зависящей от многих факторов, которые не могут быть полностью учтены на момент ее определения, следовательно существует ценовой риск.

Как уже отмечалось, предприятие из-за инфляционного ожидания постоянно находится в состоянии риска, поскольку под воздействием инфляции происходит изменение спроса, что отражается большим разбросом точек в его области. Следовательно, предприятие должно прогнозировать цены предложения в соответствии с возможными изменениями. Дело в том, что в условиях инфляции они происходят не только в области спроса (внешние причины), но и внутри самого предприятия. Неизбежно растут цены энергоресурсов, исходного сырья и материалов, индексируется заработная плата, что в итоге приводит к удорожанию продукции.

В этом случае встает проблема страхования предприятия от возможных рисков. Добиться полной гарантии избежания риска нельзя, но можно снизить его долю за счет распределения между производителем и потребителем.

Существуют два варианта распределения риска:

  1. установление твердой цены. В данном случае риск полностью у продавца. Продавец оценивает возможные изменения издержек под влиянием инфляции и в зависимости от прогноза формирует цену на свою продукцию. В данном случае все будет зависеть от точности расчетов;
  2. применение скользящих цен. Эта методика установления цены в условиях инфляции наиболее часто применяется на предприятиях с длительным производственным циклом, когда от момента подписания договора до фактической оплаты поставленной продукции проходит достаточно большое количество времени. В этом случае часть риска перекладывается на покупателя. Фирма по факту формирует новую цену в зависимости от изменения принятых индексов (курса доллара, индекса потребительских цен, индекса цен на материально-технические ресурсы, индекса тарифов на грузовые перевозки и т.д.).

H. Шaш

Ценообразование...