Центр Креативных Технологий

Виды цен

Можно выделить следующие виды цен:

1. В зависимости от роли государства в их формировании цены могут быть свободными и регулируемыми. Под свободной, или рыночной, ценой понимают цену, складывающуюся на товарном рынке без государственного воздействия на нее.

Свободная цена колеблется вокруг стоимости товара, реагируя на изменение спроса и предложения, и, как правило, включает в себя два элемента: себестоимость и прибыль. Принципы определения рыночных цен для целей налогообложения установлены ст. 40 Налогового кодекса РФ. В целях оказания помощи организациям в формировании свободной цены письмом Минэкономики России от 6 декабря 1995 г. были утверждены Методические рекомендации по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги. Данный акт носит рекомендательный характер и адресован всем хозяйствующим субъектам, независимо от организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности. Правила формирования свободных цен изложены в данном акте применительно к ценам трех видов: свободным оптовым и отпускным ценам предприятия-изготовителя или ценам другого поставщика (цена закупки); ценам на продукцию, товары, услуги, реализуемые через снабженческо-сбытовые и другие посреднические организации; розничным ценам на продукцию, товары, услуги, реализуемые (оказываемые) населению.

Регулируемая цена - цена товара, складывающаяся на товарном рынке при государственном воздействии на нее путем применения экономических и (или) директивных мер.

Цена является инструментом коммерческой политики предпринимателя, поэтому выбор методов и правил свободного ценообразования организации предопределен основными целями ее коммерческой политики. Такими целями может быть максимизация темпов роста, прибыли или объема продаж. В соответствии с избранными целями строится политика и стратегия ценообразования организации.

Политика цен - это общие принципы, которых организация собирается придерживаться в сфере установления цен на свои товары или услуги.

Стратегия ценообразования представляет собой набор методов, с помощью которых эти принципы можно реализовать на практике. Выделяют два альтернативных подхода к свободному ценообразованию: затратный подход, принимающий в качестве отправной точки формирования цены фактические затраты организации на производство и сбыт товаров; ценностный подход, предполагающий установление цен таким образом, чтобы это обеспечивало организации получение большей прибыли за счет достижения выгодного соотношения ценности товара с произведенными затратами. Ценовая политика организации может быть пассивной или активной.

Пассивное ценообразование предполагает установление цен строго на основе затратного метода или только под влиянием ценовых решений конкурентов.

Активное ценообразование - установление цен в рамках политики управления сбытом с целью достижения наиболее выгодных объемов продаж, средних затрат на производство и целевого уровня прибыльности организации.

2. Различают цены контролируемые и неконтролируемые. Данное деление тесно связано с предыдущим. Установление и применение регулируемых цен всегда контролируется соответствующими государственными органами. Что же касается свободных цен, контроль за их применением может осуществляться в отношении специальных субъектов либо в определенных целях. Например, законодательством предусмотрен контроль за формированием и применением свободных цен хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на товарном рынке. Установление такими предприятиями монопольно высоких или монопольно низких цен рассматривается как монополистическая деятельность, направленная на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Свободные рыночные цены контролируются также в целях налогообложения. Так, в соответствии со ст. 40 Налогового кодекса РФ налоговые органы вправе контролировать правильность применения цен по сделкам в следующих случаях: между взаимозависимыми лицами; по товарообменным (бартерным) операциям; при значительном колебании (более чем на 30 процентов в ту или иную сторону) уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам в пределах непродолжительного периода времени.

3. В зависимости от рынка цены делятся на оптовые и розничные. По оптовым ценам продукция реализуется другим предприятиям или торгово-сбытовым организациям, по розничным ценам товары реализуются конечному потребителю - населению.

Оптовые и розничные цены различаются составляющими их элементами: наличием или отсутствием снабженческо-сбытовой и (или) торговой надбавки.

4. Цены можно классифицировать на постоянные (когда в нормативном акте не содержится условия о периоде действия цены) и временные (с определением такого периода).

5. По территории действия цены можно классифицировать на внутригосударственные и мировые. Формирование и применение внутригосударственных цен осуществляется в соответствии с законодательством РФ. Мировые цены определяются на основе данных биржевых котировок (Лондонской биржи металлов и др.).

6. В зависимости от распределения расходов по доставке товаров, страхованию, оплате таможенных сборов цены также распределяются на несколько групп. Такая классификация приведена в Международных правилах толкования торговых терминов "Инкотермс", подготовленных Международной торговой палатой. Действующая редакция правил была одобрена в 1990 году.

И. Epшoвa

Предпринимательское право...