Центр Креативных Технологий

Понятие, виды и характеристики рынка

Легальное определение рынка сформулировано в законодательстве в отношении товарных рынков и рынка финансовых услуг. В соответствии со ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" под товарным рынком понимается сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории РФ или ее части, определяемой исходя из экономической возможности приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами. Именно такое определение рынка положено в основу оценки состояния конкурентной среды в приказе ГКАП от 29 декабря 1996 г., утвердившем Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках.

Рынок можно классифицировать по различным основаниям. Например, в зависимости от объекта обращения, рынок классифицируется на товарный рынок, рынок финансовых услуг, рынок нематериальных благ, рынок рабочей силы.

В нормативно-правовых актах внешние параметры определяются через географические границы (территория, на которой покупатели могут приобрести данный товар и не имеют такой возможности за ее пределами) и продуктовые (группу взаимозаменяемых товаров) границы. По критерию географических границ рынок можно разделить на местный, региональный, межрегиональный, общероссийский. Структура рынка характеризуется количественными показателями (численность продавцов, действующих на данном рынке; доли, занимаемые продавцами на рынке, и т.н.) и качественными показателями (наличие или отсутствие барьеров выхода на рынок для потенциальных конкурентов, степень преодолимое(tm) таких барьеров, если они существуют, и др.). Сопоставление и анализ количественных и качественных показателей, характеризующих структуру рынка, позволяет определить его тип. Так, тип рынка определяют в зависимости от концентрации (высококонцентрированные, умеренно концентрированные и низкоконцентрированные рынки), развитости или неразвитости состояния конкурентной среды.

И. Epшoвa

Предпринимательское право...