Центр Креативных Технологий

Функции центральных банков

Основными функциями являются:

  1. денежно-кредитное регулирование экономики;
  2. эмиссия кредитных денег;
  3. контроль за деятельностью кредитных учреждений;
  4. аккумуляция и хранение кассовых резервов других кредитных учреждений;
  5. кредитование коммерческих банков (рефинансирование);
  6. кредитно-расчетное обслуживание правительства;
  7. хранение официальных золотовалютных резервов. Главной функцией центрального банка является кредитное регулирование. Как оно должно осуществляться?

Для ответа на этот вопрос можно обратиться к опыту стран С развитой двухуровневой банковской системой. Центральные банки на Западе, помимо административных методов (установление прямых ограничений на деятельность коммерческих банков, проведение инспекций и ревизии, издание инструкций, сбор и обобщение отчетности и т.д.), располагают и экономическим инструментарием для регулирования банковской сферы, основными составляющими которого являются: политика минимальных резервов, открытого рынка и учетная политика.

Политика минимальных резервов впервые была опробована в США в ЗО-е гг. XX в., и сразу после Второй мировой войны ее внедрили в практику центральные банки всех ведущих капиталистических стран. Минимальные резервы - это вклады коммерческих банков в центральном банке, размер которых устанавливается законодательством в определенном отношении к банковским обязательствам. Первоначально практика резервирования средств предназначалась для страхования коммерческих банков. Может сложиться ситуация, когда средства вкладчиков практически полностью направлены банком на кредитование. При этом в силу каких-либо обстоятельств вкладчики могут затребовать свои депозиты. В таком случае банк окажется неплатежеспособным. Чтобы этого не произошло, ЦБ берет на себя функцию аккумулирования минимального резерва, который не подлежит кредитованию. Другая функция подобного резервирования заключается в том, что, изменяя процент резерва, ЦБ влияет на сумму свободных денежных средств коммерческих банков, которые последние могут направить в производство. В период бума для его "охлаждения" ЦБ повышает норму резерва, а в период кризиса - наоборот. Повышение нормы резерва на 1-2% - действенное средство ограничения кредитной экспансии. Как правило, норма минимальных резервов дифференцируется.

Другой инструмент кредитного регулирования - политика открытого рынка. Впервые она начала проводиться в США в 20-е гг. XX в. В период высокой конъюнктуры центральный банк предлагает коммерческим банкам купить ценные бумаги по выгодным для них ставкам, чтобы сократить их кредитные возможности. В период кризиса, наоборот, центральный банк создает возможности рефинансирования для коммерческих банков и ставит их в такие условия, когда им выгодно продавать центральному банку свои ценные бумаги. Таким образом, путем изменения объема купли-продажи ценных бумаг и уровня цен, по которым они продаются или покупаются, центральный банк может осуществлять гибкое и быстрое воздействие на кредитную активность коммерческих банков.

Еще одним классическим инструментом в практике центральных банков является политика учетной ставки, т.е. установление ставки процента за кредиты, которые центральный банк предоставляет коммерческим банкам. За получение этих кредитов 1 коммерческие банки должны платить. Коммерческие банки предоставляют ЦБ платежные обязательства - векселя. Это могут быть как собственные векселя банков, так и обязательства третьих лиц, имеющиеся в банках. ЦБ покупает, учитывает эти векселя, удерживая при этом определенный процент в свою пользу.

Закон определяет место ЦБ РФ в системе органов государственной власти и управления. Так, Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Подотчетность Банка России Государственной Думе означает:

  1. назначение на должность и освобождение от должности Государственной Думой Председателя Банка России по представлению Президента РФ;
  2. назначение на должность и освобождение от должности Государственной Думой членов Совета директоров Банка России - высшего органа Банка, определяющего основные направления его деятельности;
  3. представление Банком России Государственной Думе на рассмотрение годового отчета, а также аудиторского заключения;
  4. определение Государственной Думой аудиторской фирмы для проведения аудиторской проверки Банка России;
  5. проведение парламентских слушаний о деятельности Банка России с участием его представителей;
  6. доклады Председателя Банка России Государственной Думе о деятельности Банка России (2 раза в год - при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики).

H. Epмacoвa

Деньги, кредит, банки, подробнее...