Центр Креативных Технологий

Ценность

Ценность – значение и свойства объекта или явления, которые нужны (необходимы, полезны, приятны и т.п.) человеку или группе (классу, обществу) людей в качестве средства удовлетворения их потребностей и интересов, а также идей и побуждений в качестве нормы, цели или идеала.

Ценность – более общее понятие, чем полезность. Ценностное отношение является единством объективного и субъективного, полезного и приятного, чувственного и рационального, инстинктивного и сознательного, биологического и социального.

Ценность учитывает экономические, социальные и технические показатели и зависит от моральных, юридических и др. норм, поэтому она является наиболее общей характеристикой изделия.

Ценность изделия проявляется в ее конкурентоспособности. Измерение ценности производится путем ее оценки, т.е. умственного акта, представляющего собой результат оценочногоотношения человека к соответствующему объекту.

В области материальной культуры объективным критерием различения ценности от неценности является польза и полезность. Для изделий индивидуального пользования их ценность подразделяется на ценность для индивидуального потребителя и ценность изделия на рынке. В последнем случае ценностная система рынка является усреднением ценностных систем отдельных потребителей и объективной основой для оценки изделия в конкретных условиях.

Под ценностью изделий общественного (неиндивидуального) пользования подразумевается прежде всего их рыночная ценность. Хотя эти изделия и служат человеку, это совершается опосредованно и для данного уровня развития техники их ценность является в значительной степени объективной характеристикой.

Ценность является предметом теории ценности (аксеологии), приложения которой используются в теории игр и теории статистических решений, где ценность иногда относят к задачам, решение которых отыскивается в условиях определенности, а полезность – к задачам, решаемым в условиях неопределенности.