Центр Креативных Технологий

Мозговая атака

Мозговая атака – коллективный метод поиска новых технических идей и решений.

Цель мозговой атаки – получение большого кол-ва различных идей и предложений в ограниченное время (обычно 20-40 мин).

Мозговая атака состоит из двух фаз.

1. Генерации идей и их последующей оценки. Рациональной основой метода мозговая атака является усиление эвристичности за счет использования случайности, которая возникает вследствие принципиальной непредсказуемости ассоциативных рядов, возникающих в группе людей, появления дальних ассоциативных связей из-за присутствия в группе людей с различной профессиональной ориентацией.

Психологической основой метода мозговая атака является снятие барьера психологической инерции в результате запрета критики и поощрения самых неординарных высказываний. Создание благоприятного повышенного эмоционального фона, необходимого для получения качественно новых идей, достигается в благожелательной, дружелюбной атмосфере. Большая роль отводится ведущему, который должен иметь гибкий план управления спонтанным процессом генерации идей, а также своим остроумием и дружелюбием стимулировать возникновение повышенного эмоционального уровня и поддерживать его.

2. Вторая фаза мозговой атаки заключается в осуществляемом группой экспертов анализе высказанных идей, зафиксированных в протоколе мозговой атаки. Эта фаза представляет собой работу высокого творческого уровня, заключающуюся в преобразовании неожиданных, а иногда фантастических идей в реальные технических предложения. В качестве экспертов могут выступать участники мозговой атаки.

Существуют разновидности мозговой атаки: прямая мозговая атака, обратная мозговая атака (поиск недостатков технической системы), двойная мозговая атака, комбинированные виды мозговой атаки.

В литературе мозговая атака имеет и другое названия: мозговой штурм, конференция идей.

мозговая атака подробнее...