Центр Креативных Технологий

История ценообразования в России

Наша страна, в силу специфики исторического развития, обладает уникальным опытом ценообразования в самых разнообразных социально-экономических условиях. Этот опыт включает и жесткое централизованное управление всем финансовым хозяйством с государственным установлением цен, охватывающим подавляющую часть товарооборота, и попытки избавиться от денежного хозяйства, отменив деньги, и периоды безбрежной свободы цен.

Тщательное изучение прошлого, анализ практического опыта, результатов проведения тон или иной ценовой политики на различных этапах истории страны следует считать непременным условием для принятия правильных решений в этой области и для формирования предпосылок дальнейшего успешного развития. Известно, что тот, кто равнодушен к прошлому, не может рассчитывать на благоприятное будущее.

Ценообразование возникло задолго до того, как появились металлические и тем более бумажные деньги. История ценообразования берет свое начало с того момента, как люди стали прибегать к натуральному обмену - обмену одного товара на другой. В то время цена одного товара выражалась в определенном количестве другого товара. Карл Маркс, рассматривал исторический процесс возникновения денег, выделял следующие этапы или формы стоимости.

  1. Простая, единичная, или случайная форма стоимости. Эта форма соответствует той стадии развития общества, когда обмен еще не носит регулярного характер, когда продукты труда лишь от случая к случаю превращаются в объекты обмена, т. е. товары.
  2. Полная, или развернутая форма стоимости. По мере развития обмена и приобретения им регулярного характера появляется полная, или развернутая форма стоимости. Теперь какому-либо товару противостоит не один, а многочисленные виды товаров.
  3. Всеобщая форма стоимости. В процессе развития обмена из общей массы товаров выделяются те или иные товары, которые становятся главными предметами обмена. Каждый участник сделки сначала обменивает свой товар на этот, наиболее ходовой товар (его роль в разных местах выполняли разные товары - скот, хлеб, меха и др.)* чтобы в дальнейшем обменивать его на товар, нужный для потребления.

Денежная форма стоимости. Эта форма появляется на той стадии развития обмена, когда всеобщим эквивалентом служит какой-то один товар, который, будучи денежным товаром, выполняет роль денег. На различных этапах истории у разных народов в качестве денег выступали разные товары, но постепенно эту роль стали играть благородные металлы (как правило, золото). Роль всеобщего эквивалента закрепилось за золотом в силу его особых природных качеств. Можно утверждать, что все перечисленные стадии развития обмена прошла и наша страна. Известно, что в древней Руси роль денег выполняли скот, меха. Имеется свидетельство посетившего Россию в 1253 г. монаха Рубриквиса, что у русских деньги представляли собой маленькие кусочки кожи, помеченные краской. Уже в летописи "Русская Правда" о "кунах" (мех куницы) говорится как о металлических деньгах, сохранивших старое название меховых денег. Втаккх деньгах, исчислялась дань, взимались штрафы, измерялись ценности при товарообмене. Главной счетной металлической единицей стала гривна кун (прежде - целый мех куницы).

Металлическое обращение начинается с использования слитков, которые оценивались по весу. В свое время серебряные слитки определенного веса как металлические деньги конкурировали с кунами.

Чеканные металлические деньги впервые появляются еще при Владимире под влиянием внешней торговли, когда стали обмениваться по арабской системе серебряные и золотые монеты, не получившие распространения во внутреннем товарообороте.

После падения Киевского государства, в наступивший период феодальной раздробленности, обращение металлических денег и чеканка их, уже имевшая место в Киевской Руси, на какой-то период сокращаются. Сокращается также и денежное обращение; данные об изготовлении металлических денег в XII-XIII вв. отсутствуют.

В центральные русские княжества серебро в основном привозили из-за границы. Однако Новгород осуществлял добычу серебра и пользовался им главным образом во внешней торговле. Используемые в обращении слитки различались по форме и по весу. Слитки, весившие полфунта, назывались гривенниками. Помимо слитков, в обращении находились различные иностранные серебряные монеты (марки, шиллинги, пфенниги и др.). В Новгороде в 1420 г. была предпринята попытка выпуска серебряных денег. Этим промыслом занимались так называемые денежники. Но так как чеканка серебряных монет осуществлялась без всякого контроля, денежники качали выпускать монеты с пониженным содержанием серебра, и монеты обесценивались, что вызывало недовольство населения, В результате возникло народное волнение, может быть, первое в истории России выступление широких масс населения, причиной которого послужило обесценивание денег (повышение цен). Чеканка денег "вольными денежниками" была прекращена. Пришлось также изъять из обращения неполноценные монеты. После этого в Новгороде был создан монетный двор, где под строгим контролем работали пять денежников. Их производительность, по-видимому, удовлетворяла потребности торговли в металлических (серебряных) монетах.

С XIV века начинается чеканка монет в Московском княжестве. Дмитрий Донской перечеканивал татарскую серебряную монету - "деньгу", дав этой монете татарское название. Московская деньга содержала в два раза меньше серебра, чем новгородская. При Иване III чеканка денег удельными князьями прекращается, но сохраняется двойственность монетной системы - наличие московских и новгородских монет. На монетах малого веса - "московках" - был изображен всадник с мечом. Такие монеты получили название мечевых денег. Монеты же большего веса с изображением всадника с копьем получили название копеек.

Таким образом, можно утверждать, что уже в XV в, возникают русские счетные денежные единицы - рубль и копейка, которые сохранились до наших дней.

В 1646 г. был введен соляной налог - по две гривны с пуда соли. В результате удвоилась рыночная цена соли (что свидетельствует о влиянии налогового законодательства на динамику цен). Введение соляного налога и последовавшее за ним повышение цен вызвали в июне 1648 г. в Москве народное восстание, получившее название "Соляной бунт". Восстание в Москве было подавлено, но, несмотря на это, волнения наблюдались в ряде других городов, поскольку рост цен вызывал обнищание посадских людей. В русском государстве в XVI-XVII вв. господствовала серебряная валюта, серебряный рубль. Тем не менее чеканилась, главным образом, более мелкая монета "деньга". Разменной монетой служили медные деньги. За годы первой крестьянской войны нарушилось нормальное денежное обращение.

В 1654 г. правительство приняло решение выпускать вместо серебряных монет медные деньги. При этом был установлен принудительный курс: одна мелкая копейка должна была приниматься за серебряную того же веса. Иными словами, курс медной монеты в 100 раз превышал ее реальную стоимость. Однако, несмотря на принятые меры, реальная стоимость медных денег падала, а цены на товары завышались. В Новгороде в 1662 г. за серебряный рубль давали 19 медных рублей. Повышение цен, естественно, крайне отрицательно сказалось на положении широких слоев населения. Накопившееся недовольство народа вылилось в восстание (1662 г.), получившее название "Медный бунт". Правительство было вынуждено отказаться от медных денег. Их обменивали из расчета по пять копеек за номинальный рубль (в медных деньгах). С 1667 г. стали выпускать только серебряные деньги.

Характеризуя этот период истории денежного обращения и ценообразования, нельзя не отметить возникновение в начале XVII в. первого опыта в отечественной истории государственного регулирования цен. В результате жестокого неурожая 1601 г. в стране начался голод. Положение осложнялось тем, что появились скупщики зерна, которые захватили в свои руки обращение хлеба на рынках и путем сговора искусственно поднимали цены на хлеб. В этих условиях появился указ Бориса Годунова, запрещавший скупку зерна. Указ устанавливал цену на обязательную продажу зерна и предусматривал наказание за спекуляцию хлебом. В конце XVIII в., еще при Петре I, государство стало прибегать к усиленному выпуску медной монеты, что привело к росту цен. Во второй половине XVIII в. был учрежден Медный банк, перед которым стояла задача облегчить обращение тяжеловесных медных денег (на основе уменьшения их номинальной стоимости в 5 раз). Однако это не привело к улучшению денежного обращения, и возник вопрос о выпуске бумажных денег.

При Екатерине II (в 1769 г.) были образованы два разменных банка в Москве и Петербурге. Созданные банки получили право выпуска ассигнаций за счет вкладов, осуществляемых в виде металлической монеты. Банковские ассигнации свободно обменивались на медную монету. Сначала выпуск ассигнаций был определен в размере 1 млн руб., затем до 20 млн руб. (в 1774 г.) и, наконец, в сумме 40 млн руб. (в 1779 г.). Однако в 1786 г. оба разменных банка были слиты в один - Ассигнационный, и размен ассигнаций на металлические деньги был прекращен. Стоимость ассигнаций уже не была связана с депозитами; ассигнации по мере их избыточного выпуска начали падать в цене. К 1796 г., когда лимит выпуска ассигнаций был установлен в размере 100 млн руб., их разменный курс снизился до 70 коп., а к 1800 г., при выпуске ассигнаций в размере 212,7 млн руб., разменный курс упал до 65 коп. Соответственно на все товары повысились цены, исчисляемые в ассигнациях. С этих пор денежное обращение России приходило во все больший упадок (вплоть до 1843 г.). , Для укрепления денежного хозяйства правительство прибегало также к внешним займам. Однако внешняя задолженность составляла всего около 29% общего государственного долга (большая его часть приходилась на внутренний долг из-за выпуска ассигнаций), при этом весь долг не достигал и 3% государственных доходов.

На этот же период приходится образование ряда других банков, целью которых было покровительство дворянскому землевладению и облегчение торгового оборота купечества. Дворянские земельные банки были учреждены в Петербурге и Б Москве" Купеческий банк - в Петербурге. Дворянские земельные банки выдавали ссуды под ценности и под населенные имения из расчета 10-20 руб. на "крепостную душу". Купеческий банк выдавал купцам ссуды на товары. Однако деятельность этих банков оказалась неэффективной, и они были ликвидированы.

В первой четверти XIX в. государственные финансы России пришли в полное расстройство. Голландский рынок заемных капиталов, в силу завоевания Наполеоном Голландии, оказался для России закрытым. Внутренний денежный рынок уже не обеспечивал потребности государства, и единственным источником средств оказалась эмиссия. В 1810 г. в обращении находилось ассигнаций на 577 млн руб., за годы войны эта сумма увеличилась до 761 млн руб. и к 1818 г. достигла 836 млн руб. Это привело к катастрофическому падению курса ассигнаций и соответствующему росту цен. В 1805 г. один рубль ассигнациями стоил 77 кон. серебром, в 1S09 г. - 44,5 коп., а в декабре 1810 г. - 20 коп. Это означало, что для покрытия государственных расходов требовалось все больше и больше ассигнаций.

В конце царствования Николая I (в 1839-1843 гг.) была проведена реформа, которая предусматривала изъятие ассигнаций и введение твердой валюты (путем выпуска "государственных кредитных билетов", которые разменивались на серебро). В первой половине XIX в. стали все больше давать о себе знать противоречия между потребностями развивающемся промышленности и организацией крепостного хозяйства. Россия со своими крепостническими порядками все более отставала от промышленно развитых капиталистических стран, в том числе и от второстепенных. Продукция, выпускаемая промышленностью, была низкого качества, а цены на нее чрезмерно высокими. Низкая покупательная способность населения, а также господство натурального хозяйства затрудняли сбыт промышленной продукции на внутреннем рынке. Наиболее острыми становятся вопросы о ценах на продукцию промышленности и сельского хозяйства, об их соотношении, их неустойчивости.

После крестьянской реформы многие крестьянские хозяйства оказались неплатежеспособными. Отсюда - дифференциация крестьянства, разорение, уход в отхожие промыслы, пролетаризация. В первое десятилетие крестьянам помогала высокая рыночная конъюнктура, но падение цен в 80-90-х гг. резко ухудшило их положение. В последующие за крестьянской реформой годы стала быстро расти задолженность помещиков.

Во второй половине 70-х и с начала 80-х годов под влиянием вывоза зерна из России и заокеанских стран произошло падение мировых цен на зерно и наступил продолжительный мировой кризис сельского хозяйства. Самого низкого уровня цены достигли в 1894 г. - в этот период они составляли лишь половину цен 70-х гг. Падение мировых цен отразилось и на ценах российского экспорта.

Для развития российского предпринимательства, и тем более для привлечения иностранного капитала, была необходима устойчивая металлическая валюта вместо находящейся в обращении бумажной. Этого особенно требовало развитие отраслей, связанных с вложением капитала на длительный срок, например таких, как тяжелая промышленность. Неустойчивая и падающая бумажная валюта стимулировала экспорт (экспортер выживал за счет разницы в курсе бумажных денег - более высоком внутри страны и более низком за рубежом). Поэтому крупные землевладельцы, занимающиеся хлебным экспортом, были заинтересованы в сохранении бумажного обращения. Однако в интересах развития промышленности требовалось введение золотого обращения. В 1897 г. был принят закон о проведении золотой реформы, и началась чеканка золотых монет пятирублевого достоинства в одну треть прежнего империала.

В начале XX в. в России возрос уровень концентрации промышленности и возникли монополии, которые стали оказывать большое влияние на ценообразование.

В конце первого десятилетия XX в. в стране уже не было ни одной отрасли промышленности или транспорта, в которых не действовали бы монополии, синдикаты. И повсюду они стремились овладеть рынком и установить монопольно высокие цены. Если же борьба разворачивалась не между монополией и компаниями-аутсайдерами, а между равными по силе монопольными структурами, то такая борьба обычно заканчивалась соглашениями о разделе рынков сбыта, установлении единых монопольных цен. Кроме того, синдикаты ставили своей целью проникнуть на внешний рынок и закрепиться на нем.

Вскоре после вступления в первую мировую войну Россия столкнулась с серьезными продовольственными трудностями. Угроза голода широчайших масс населения потребовала введения государственного регулирования цен на продукты питания, а также создания государственной системы регулирования снабжения ими населения и армии.

В 1915-1916 гг. государство устанавливало твердые цены на хлеб при закупке для армии. В случае отказа продавцов сдать хлеб по твердым ценам применялась реквизиция с понижением твердых цен на определенный процент.

Однако эти меры оказались недостаточными, и власти начали вводить регулирование распределения и потребления продуктов питания. Конечной ступенью этой системы явилась карточная система: каждый гражданин имел право получить определенную норму распределяемого продукта.

Вступление России в первую мировую войну крайне осложнило ее финансовое положение. Во всех странах, участвовавших в войне, проводились мероприятия по государственному регулированию народного хозяйства, хотя это и встречало большие трудности и не всегда приводило к тем результатам, на которые рассчитывали правительства этих стран. В России же вследствие ее экономической отсталости не было достаточных предпосылок для применения эффективных мер по государственному регулированию хозяйства. Колоссальные расходы, которые потребовала война, оказалось невозможным покрыть за счет имеющихся источников дохода бюджета.

Когда произошла Февральская революция и было образовано Временное правительство, последнее сразу столкнулось с проблемой наступления голода в России.

Осенью 1917 г. к хлебной монополии добавилась сахарная монополия - сахарозаводчики были обязаны сдавать сахар продовольственным органам. Правительство было вынуждено прибегать к усиленной эмиссии бумажных денег, что, в свою очередь, вело к росту дороговизны товаров, снижению реальной заработной платы. Огромные военные расходы во все большей мере покрывались эмиссией.

После свержения Временного правительства и установления Советской власти в нашей стране начался новый этап в истории ценообразования. С принципиальный изменением социально-экономических условий кардинально стала меняться и политика государства в области формирования цен. Вспыхнувшая во второй половине 1918 г. гражданская война потребовала свертывания существовавших рыночных отношений и расширения натуральных форм распределения продуктов.

Однако уже в 1921 г. была провозглашена новая экономическая политика, в основе которой лежали замена продразверстки продналогом, предоставление крестьянам права продавать излишки производимых ими продуктов. Переход к новой экономической политике означал развитие товарно-денежных отношений.

В последующий период, после проведения сплошной коллективизации сельского хозяйства, окончания новой экономической политики, в стране была создана система установления государственных цен почти на все товары и услуги. По существу, свободные рыночные цены действовали только на колхозных рынках, где колхозники могли продавать продукты, полученные в качестве натуроплаты по трудодням в колхозах или произведенные в своих подсобных хозяйствах; на этих рынках могли также реализовывать свою продукцию колхозы. В стране в основном действовали следующие цены:

  • установленные государством заготовительные (закупочные) цены, по которым колхозы сдавали свою продукцию государству; В оптовые государственные цены на промышленные товары;
  • розничные цены, также устанавливаемые государством на промышленные и сельскохозяйственные товары. Другим крупным экономическим успехом нашей страны в области политики ценообразования стало многократное снижение розничных цен, осуществляемое государством после отмены карточной системы ежегодно на протяжении длительного периода.

Первый этап - снижение цен, проведенное в декабре 1947 г. вместе с отменой карточной системы. Цены были снижены на 17%.

Второй этап - с 1948 г. до 1 марта 1949 г. Цены были снижены на -14%.

Третий этап - с 1 марта 1950 г. Снижение цен по сравнению с предыдущим годом составило 20%. Это было самым крупным снижением цен в послевоенный период.

В результате цены были снижены на 43%. Снижение государственных розничных цен оказало влияние и на рыночные цены - они снизились к этому времени почти в 4 раза (по сравнению со среднегодовым уровнем 1947 г.). Массовое снижение розничных цен продолжалось и в 1951-1954 гг.

Во второй половине 80-х годов среди экономистов началось обсуждение вопросов коренного реформирования экономики на основе внедрения рыночных отношений. В центре внимания находилась проблема освобождения цен от жесткого государственного регулирования. Эти идеи нашли свое воплощение в утвержденном летом 1990 г. Положении о предприятиях в СССР, где указывалось, что предприятие реализует свою продукцию по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе.

Однако самые решительные шаги в области освобождения цен были предприняты в конце 1991 г. в связи с переходом страны к рыночной экономике. В декабре 1991 г. Президент подписал указ "О мерах либерализации цен". Этим указом предписывалось с 02,01.92 г. перейти "в основном на применение свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги". В январе 1992 г. цены были отпущены... Последовал взлет цен, который превзошел все прогнозы экономистов либерального направления, ратовавших за свободное ценообразование. Об этом свидетельствуют следующие факты.

Потребительские цены поднялись по сравнению с ценами предыдущего года:

  • в 1992 г. - в 26,1 раза;
  • в 1993 г. - в 9,4 раза;
  • в 1994 г. - в 3,2 раза;
  • в 1995 г. - в 2,3 раза;
  • в 1996 г, - в 1,2 раза;
  • в 1997 г. - в 1,1 раза;
  • в 1998 г. - в 1,8 раза.

Как видно из приведенных данных, хотя цены продолжали расти, темп роста до 1998 г. постоянно снижался. В 1998 г., в связи с объявлением дефолта рост цен в 1,6 раза превысил их повышение за 1997 г.

Возникшая после либерализации цен тенденция их роста крайне отрицательно отразилась на уровне жизни населения. За 1992-1998 гг. потребительские цены повысились более чем в 4 тыс. раз, а номинальные доходы населения - лишь в 1000 раз. Следствием этого стало катастрофическое падение жизненного уровня народа.

Дальнейшее изменение экономического положения страны, повышение жизненного уровня населения потребуют больших усилий со стороны государства. Эффективность этой работы в значительной степени связана с перспективами улучшения государственной политики в области ценообразования.

В этом блоке приводится информация о производственных затратах. Нужно оценивать возможности производства и сопоставить их с условиями, которые диктует рынок:

  • возможные объемы производства и складские запасы фирмы в настоящее время;
  • уровень затрат;
  • затраты, имеющие наибольшее значение для ценообразования;
  • особенности структуры затрат, динамика отдельных статей затрат, их зависимость от внутренних и внешних факторов;
  • влияние на затраты, оказываемое изменением объема производства.

Каковы уровень и доля постоянных расходов, их влияние на стоимость? Соответствует ли задачам ценообразования имеющаяся информация?

Итоговый блок информации о выручке от продажи товара и прибыли. При изучении следует проанализировать вопросы целесообразности выхода на рынок и рассмотреть следующие задачи:

  • соотношение между выручкой от продажи, прибылью и затратами;
  • в воздействие объема производства на выручку от продажи и на прибыль;
  • влияние на выручку от продажи при стимулировании сбыта рекламой, скидками;
  • рентабельность товара и ее отличие от аналогичного показателя у конкурентов.

Ценообразование на различных тинах рынков проводится по методике, приемлемой для каждого из четырех видов рынка, каждый из которых ставит свои проблемы в области ценообразования и от которых зависит ценовая политика продавца:

  1. Рынок чистой конкуренции состоит из множества продавцов и покупателей схожего товара. Продавец не в состоянии запросить цену выше рыночной, поскольку покупатели могут свободно купить товар по рыночной цене.
  2. Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров. Реальъ1ые изделия могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением и упаковкой. Различия могут заключаться и в сопутствующих товарам услугах. Покупатели видят по-разному различия в товарах и готовы платить за товары разную цену. Продавцы стремятся разнообразить ассортимент разных потребительских сегментов, иногда пользуются присвоением товарам марочных названий, широко используют рекламу и методы личной продажи.
  3. Рынок олигополистической конкуренции состоит из небольшого числа продавцов, чувствительных к политике ценообразования. Товары могут быть схожими и различными по виду и модификации. Небольшое число продавцов объясняется тем, что новым конкурентам создаются трудности при проникновении на этот рынок. Если фирма снижает цену товара на 10%, то покупатели быстро переключаются на ее товары, спрос автоматически возрастает в нет сколько раз. Другим партнерам приходится или снижать цены, или предлагать новые услуги, чтобы удержать клиентов. Но если олипоголист повысит цены, конкуренты могут не последовать примеру. И ему останется или вернуться к прежним ценам, или рисковать потерей сегмента рынка и спроса на его товары.
  4. Рынок чистой монополии характеризуется наличием одного продавца. Это может быть государственная организация или частная компания, регулируемая монополия или нерегулируемая монополия. Ценообразование складывается неодинаково. Государственная монополия с помощью политики цен может способствовать вытеснению с рынка конкурентов, снижая цену ниже себестоимости для тех покупателей, которые не в состоянии купить товар за полную стоимость. Также цена может быть оставлена на уровне покрытия издержек или для получения высоких доходов. А иногда цену повышают так высоко, чтобы сократить потребность населения в товаре. Государственная монополия может разрешить фирме продавать рядом товар, устанавливая такие расценки, чтобы фирма могла получить "справедливую норму прибыли", чтобы у фирмы была возможность увеличения производства товаров широкого потребления. При нерегулируемой монополии фирма имеет возможность самостоятельно устанавливать цены на свои товары, какие только может выдержать рынок. Фирма не всегда устанавливает максимальные цены из-за введения государственного регулирования или нежелания привлекать новых конкурентов, а также потому, что благодаря низким ценам она имеет возможность проникновения на новый сегмент рынка.

За исключением работы на рынках чистой конкуренции методику установления исходной цены на свои товары проводят в шесть этапов:

  1. Постановка задачи образования цены.
  2. Определение спроса.
  3. Оценка издержек.
  4. Анализ цен и товаров конкурентов.
  5. Выбор методов образования цены.
  6. Установление окончательной цены.

H. Mapeнкoв

Ценообразование...